Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Навасёлкаўская сярэдняя школа Дзяржынскага раёна»
Как понять, что у ребенка дисграфия?
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.
Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снки, молоко – млко.
Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно.
Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у: ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч –щ: роща – роча, ч – ц: грачи –граци, ч – т (мягкий): чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса.
Встречаются ошибки возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить) Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны.
Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза. Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).Читая «по догадке», дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги (лопата – лотапа), пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.
Ошибки носят стойкий характер. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.
Практические советы по оказанию помощи «леворуким детям»
Предлагайте ребенку как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки (левой рукой)
Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
Полезно собирать – разбирать модельки из «Лего», раскручивать – закручивать мелкие детали конструктора.
Раскладывать карточки, сдавать карты – тоже хорошая тренировка.
Очень хорошее упражнение – обводить предметы по контуру.
Очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации.
Хороших результатов помогает добиться штрихование.
Можно предложить ребёнку конструировать буквы из палочек разной длины, спичек.
Ещё один вид упражнений, который направлен на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.
Руки ребёнка – левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.
Никаким образом не проявляйте своё негативное отношение к леворукости ребёнка. В общении придерживайтесь тактики совета.
Ребенок плохо пишет и читает
Ваш ребенок вроде бы смышленый и неглупый, а в тетрадках у него ошибка на ошибке. Читает по слогам, как маленький. Про оценки даже говорить не хочется. Что с ним происходит? На самом деле виной всему особенность речевого развития.
Насамомделевинойвсемуособенностьречевогоразвития. Что это такое? Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение.
Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой.
Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат. Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.
Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи.
Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?
• Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
• Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.
• Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
• Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
• Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.