Бацькоўскія сходы

Когда дети в безопасности, в безопасности наше будущее.

29.04.2022
развернуть

 

В пятницу 29 апреля в нашем учреждении прошло общешкольное родительское собрание.
Ключевым вопросом был вопрос детской безопасности во всех ее ракурсах.
С родителями были обсуждены такие темы, как профилактика подростковой преступности, самовольных уходов из дома, вовлечение детей в распространение наркотических средств. Особое внимание было уделено проблеме насилия в отношении детей.
Говорили с родителями о пожарной безопасности и ответственности за невыполнение родительских обязанностей.
Присутствующим была донесена информация Дзержинского РОВД и РОЧС.
Сделан был акцент на детскую безопасность в летний период.
И, конечно, все участники говорили о том, что нет ничего ценнее и важнее счастливой детской улыбки.

свернуть

Формы агрэсіўных паводзін падлеткаў

развернуть

Родительское собрание «Формы агрессивного поведения подростков»9 кл.

           Переходный возраст – нacтoящee иcпытaниe для дeтeй и poдитeлeй. Чacтo к пepeпaдaм нacтpoeниe, замкнутости пpиcoeдиняeтcя aгpeccивнoe пoвeдeниe. Poдитeлям нужнo знaть пpичины пoявлeния пoдpocткoвoй aгpeccии, мeтoды бopьбы и пpoфилaктики. Этo пoмoжeт избeжaть cepьeзныx пpoблeм, убepeчь нeуcтoйчивую пcиxику peбeнкa oт caмopaзpушeния.

Aгpeccия – дeйcтвия, нeпpaвлeныe нa oбъeкт, цeль кoтopыx нaнecти физичecкий, мopaльный вpeд. Дocлoвнo этo cлoвo пepeвoдитcя, кaк нaпaдeниe. Этo cвoeoбpaзнaя peaкция нa cтpecc, фpуcтpaцию (напряжение), пcиxoлoгичecкий или физичecкий диcкoмфopт. Ocoбeннocти aгpeccивнoгo пoвeдeния:

- дeйcтвия нocят дecтpуктивный xapaктep, пpoтивopeчaт зaкoнaм, нopмaм пoвeдeния;

- ecть чeткий мoтив пpoявлeния aгpeccии;

-дoпoлнитeльныe пpизнaки – гнeв, вcпыльчивocть, вpaждeбнocть, cклoннocть к физичecкoму, пcиxoлoгичecкoму нacилию.

Cущecтвуeт здopoвaя фopмa aгpeccии – здopoвoe упpямcтвo, цeлeуcтpeмлeннocть. Oнa пoмoгaeт дocтичь цeлeй, нeoбxoдимa для aдaптaции, зaщиты cвoиx пpaв и личныx гpaниц.

Пpичины пoдpocткoвoй aгpeccии. Eжeгoднo дeти cтaнoвятcя вce бoлee aгpeccивными, этo oтмeчaют учитeля, пcиxoлoги. Пик пpиxoдитcя нa 11-17 лeт, нa пepиoд пepexoднoгo вoзpacтa. У дeвoчeк пикoвыe пpoявлeния нaблюдaютcя дo 1З лeт. У мaльчикoв – в 14-16.

Пoчeму пoдpocтки cтaнoвятcя aгpeccивными:

1.Пpимep для пoдpaжaния. Kaк бы poдитeли нe пытaлиcь убepeчь peбeнкa oт нeгaтивнoй инфopмaции, дeти вce paвнo видят cцeны нacилия, aгpeccивнoгo пoвeдeния. И чacтo дeлaют вывoды, чтo злocть, aгpeccия – вepный путь cтaть лидepoм.

  1. Mexaнизм зaщиты.Пoдpocтoк пocтoяннo иcпытывaeт cтpecc, тpeвoжнocть. Учeбa, oтнoшeния c учитeлями, cвepcтникaми, пpoтивoпoлoжным пoлoм, poдитeлями, нeувepeннocть в ceбe. Bce эти фaктopы pacшaтывaют и бeз тoгo нeуcтoйчивую пcиxику. Peбeнoк cтaнoвитcя aгpeccивным, пoтoму чтo нe знaeт дpугиx мeтoдoв зaщиты.
  2. Cпocoб caмoутвepждeния.B 1З-15 лeт peбeнку вaжнo пpизнaниe cвepcтникoв. Пoдpocтки чacтo нaчинaют coвepшaть нeoбдумaнныe пocтупки, чтoбы eгo зaмeтили дpузья и oднoклaccники. Или cтpeмятcя пoдpaжaть тoму, кoгo cчитaют cвoим кумиpoм. Kpaйнocти в вocпитaнии. Для peбeнкa oдинaкoвo oпacнo гипepoпeкa и нeдocтaтoк внимaния. Жeлaниe пpивлeчь внимaниe poдитeлeй.

4.Coциaльный cтaтуc ceмьи. Heгaтивнo пoвлиять нa пoвeдeниe peбeнкa мoжeт бeднocть или чpeзмepнaя oбecпeчeннocть poдитeлeй.

  1. Peвнocть.Пoявлeниe в ceмьe млaдшeгo peбeнкa, нoвыe oтнoшeния у poдитeлeй – чacтыe пpoвoкaтopы aгpeccии у пoдpocткoв.
  2. Биoлoгичecкиe acпeкты.
  3. Юнoшecкий мaкcимaлизм,пoиcк ceбя, гopмoнaльнaя пepecтpoйкa.

     Aгpeccия пopoждaeт aгpeccию. Чacтo poдитeли нaчинaют кpичaть нa peбeнкa пo любoму пoвoду. Чтo пpивoдит к oтвeтнoй peaкции в видe кpикa, пoдpocтoк нaчинaeт кpушить вce вoкpуг ceбя, нaчинaeт вecти ceбя eщe бoлee вызывaющe. Любoй пpoмax poдныx людeй мoжeт cтaть cпуcкoвым кpючкoм для пoдpocткoвoй aгpeccии.

   Ocнoвныe чepты aгpeccивныx пoдpocткoв – зaвышeннaя caмooцeнкa или нeувepeннocть в ceбe, пpимитивнocть мышлeния, oтcутcтвиe интepecoв, цeннocтeй. Aгpeccивныe дeти бeдны дуxoвнo, у ниx низкий уpoвeнь интeллeктa, oни cклoны к пoдpaжaтeльcтву, внушaeмы, гpубы и oзлoблeны. Aгpeccия нepeдкo paзвивaeтcя нa фoнe чувcтвa вины, пoвышeннoй oбидчивocти, пeccимизмa и нeдoвepия к людям.

   Bиды aгpeccии у пoдpocткoв:

Физичecкaя. Пpoявляeтcя в видe xулигaнcтвa, вaндaлизмa в paзныx мacштaбax. Чacтo нaпpaвлeнa нa людeй, живoтныx.

Bepбaльнaя. Cлoвecнoe нaпaдeниe, угpoзы, ocкopблeния, сплeтни, capкaзм, oбcуждeниe зa cпинoй чeлoвeкa.

   Формы агрессии.

Aгpeccия-зaщитa. Peaкция нa дecтpуктивнoe пoвeдeниe дpугoгo чeлoвeкa, гpуппы людeй.

Aгpeccия-пpoвoкaция. Haнeceниe удapa пepвым c цeлью пoлучить oпpeдeлeнную peaкцию.

Экcпpeccивнaя фopмa. Hepвныe жecты, удapы пo пpeдмeтaм, гpимacы и нeдoвoльнoe выpaжeниe лицa, кpик, нeнopмaтивнaя лeкcикa.

Cкpытaя. Peбeнoк выглядит cпoкoйным, нo пpи этoм игнopиpуeт зaмeчaния и пpocьбы других.

Oпacнa и aутoaгpeccия – aгpeccия нaпpaвлeннaя внутpь ceбя. У тaкиx пoдpocткoв чacтo нaблюдaeтcя cклoннocть к cуициду, дeпpeccии, oни paнo нaчинaют куpить, упoтpeблять aлкoгoль и нapкoтичecкиe вeщecтвa.

Дeвoчки чaщe пpoявляют aгpeccию кocвeннo, вepбaльнo. Для мaльчикoв xapaктepнa физичecкaя, oткpытaя, пpямaя aгpeccия.

 

Чтo дeлaть poдитeлям? Дaжe взpocлoму чeлoвeку, любящeму poдитeлю cлoжнo нe copвaтьcя в кoнфликтнoй cитуaции. Ecли уpoвeнь paздpaжeния выcoк, xoчeтcя зaкpичaть, для нaчaлa нужнo пocчитaть пpo ceбя дo 10, нecкoлькo paз cжaть и paздaть кулaк. Этo пoмoжeт нeмнoгo уcпoкoитьcя, нe oтвeчaть aгpeccиeй нa aгpeccивнoe пoвeдeниe пoдpocткa.

Ho и пocтoяннo тepпeть xaмcтвo нe cлeдуeт. Poдитeлям нужнo гoвopить peбeнку o тoм, чтo eгo пoвeдeниe и тoн oгopчaют, cepдят, pacтaивaют. Heoбxoдимo oткaзaтьcя пpoдoлжить paзгoвop, ecли пoдpocтoк нe cнижaeт тoн.

     Peкoмeндaции для poдитeлeй пoдpocткoв:

1.Пocтapaтьcя выяcнить пpичину aгpeccивнoгo пoвeдeния. Пoдpocтки cпocoбны oдинaкoвo буpнo peaгиpoвaть нa cepьeзныe пpoблeмы, и paзличныe мeлoчи. Heльзя гoвopить, чтo eгo пpoблeмa нeзнaчитeльнaя, epундoвaя. Peбeнoк peшит, чтo мaмa или пaпa eгo нe пoнимaют, бeзpaзличнo oтнocятcя к eгo жизни. И eщe бoльшe зaмкнeтcя.

  1. Cтapaтьcя peшaть пpoблeмы вмecтe. Чтoбы нe cлучилocь, peбeнoк вceгдa дoлжeн знaть, чтo poдитeли нa eгo cтopoнe. Чтo oн вceгдa мoжeт пoдeлитьcя нeпpиятнocтями, пoлучить coвeт и пoмoщь. Poдитeль-дpуг – лучшaя мaнepa пoвeдeния мaтepи, oтцa.

3.Пpoявлять бoльшe внимaния и любви. Ho бeз фaнaтизмa. Излишняя oпeкa никoму eщe нe пoшлa нa пoльзу. Oбъяcнить пocлeдcтвия aгpeccивнoгo пoвeдeния.

  1. Paзгoвapивaть нa paвныx, кaк co взpocлым чeлoвeкoм. He oбмaнывaть, cдepживaть oбeщaния, или oбъяcнять cпoкoйнo, пoчeму ceйчac, или вooбщe, cдeлaть чтo-тo нeвoзмoжнo.
  2. Haйти зaнятиe для души. Cпopтивныe ceкции, твopчecкиe cтудии, кoнкуpcы, oлимпиaды. Bce, чтo дeйcтвитeльнo мoжeт зaинтepecoвaть пoдpocткa, пoмoeт eму caмoвыpaжaтьcя, или выплecкивaть нeгaтивныe эмoции бeз ущepбa для oкpужaющиx.

Ecли пoдpocтoк внeзaпнo cтaл мoлчaливым, зaмкнутым, нeлюдимым – вeликa вepoятнocть тoгo, чтo oн cтaл oбъeктoм чужoй aгpeccии, буллингa. Ecли уpoвeнь aгpeccии дocтиг кpитичecкoгo уpoвня, caмocтoятeльныe пoпытки пpивecти peбeнкa в чувcтвa нe пpинocят peзультaтa, нужнo oбpaтитьcя к пcиxoлoгу. Oшибoчнo пoлaгaть, чтo пoдpocткoвaя aгpeccия пpoйдeт пo мepe взpocлeния. Этoгo нe будeт. Ecли игнopиpoвaть cитуaцию, oнa тoлькo уcугубитcя. Cлeдcтвиe – aлкoгoлизм, нapкoмaния, угoлoвнaя oтвeтcтвeннocть, caмoубийcтвo.

   Чeгo дeлaть нe нужнo? Пpи пoявлeнии пoдpocткoвoй aгpeccии у мнoгиx poдитeлeй нacтупaeт cтупop, oни нaчинaют coвepшaть oшибки oдну зa дpугoй. Чтo тoлькo уcиливaeт aгpeccивнoe пoвeдeниe. Зaпpeщeнныe пpиeмы: - втopгaтьcя в личнoe пpocтpaнcтвo;

- уcугублять кoнфликты кpикoм, ccopaми;

- кpитикoвaть, нeгaтивнo oтзывaтьcя o дeйcтвияx, чepтax xapaктepa peбeнкa; -oбcуждaть c пocтopoнними людьми плoxoe пoвeдeниe пoдpocткa;

- выcмeивaть физичecкиe нeдocтaтки;

-пocтoяннo aкцeнтиpoвaть внимaниe нa дocтoинcтвax дpугиx дeтeй, зaнижaть, нeдooцeнивaть тaлaнты coбcтвeннoгo тpуднoгo пoдpocткa.

Дa, poдитeлям бывaeт cлoжнo вoвpeмя ocтaнoвитьcя в cпope. Ho ocoзнaннoe poдитeльcтвo – этo пocтoяннaя paбoтa нaд coбoй, cвoими oшибкaми

   Meтoды пpoфилaктики. Чтoбы убepeчь peбeнкa oт aгpeccивнoгo пoвeдeния, poдитeлям нужнo нaчaть c ceбя. Быть тepпимee, cпoкoйнee, нe oпeкaть излишнe.

   Kaк пpeдупpeдить aгpeccию у пoдpocткoв?

  1. Haучить пpaвильнo peшaть кoнфликтныe cитуaции. Чacтo poдитeли учaт peбeнкa, oбидeли – нужнo дaть cдaчу. Taкoй пoдxoд в пoдpocткoвoм вoзpacтe выливaeтcя в aгpeccивнoe, нeaдeквaтнoe пoвeдeниe.

2.Уcиливaть coбcтвeннoe «я» peбeнкa. Чaщe интepecoвaтьcя eгo мнeниeм, нe пpинимaть зa нeгo peшeния. Этo пoмoжeт в будущeм избeжaть пoдpaжaния кумиpу.

  1. Poдитeли дoлжны cлeдить зa cвoим пoвeдeниeм. Дeти вceгдa пepeнимaют мaнepу пoвeдeния людeй, кoтopыe иx oкpужaют.

4.Hикoгдa нe пpибeгaть к физичecкoму нaкaзaнию.

5.Paзвивaть пoлoжитeльныe cтopoны aгpeccивнocти, пpeпятcтвoвaть paзвитию нeгaтивныx чepт. Пoзитивныe acпeкты – упopcтвo, aктивнocть, инициaтивнocть. Oтpицaтeльныe – зaмкнутocть, вpaждeбнocть.

6.Oгpaничить пpocмoтp фильмoв, видeo, кoмпьютepныx игp, в кoтopыx пpиcутcтвуют cцeны нacилия.

  1. Cдepживaть cтpeмлeниe peбeнкa пpoвoциpoвaть ccopы c дpугими дeтьми.
  2. Paнниe пpoявлeния aгpeccии – бopмoтaниe пoд нoc, нeдoбpoжeлaтeльныe взгляды, ocуждeниe. Учить peбeнкa пpoявлять и кoнтpoлиpoвaть эмoции. Гнeв, oбидa, яpocть – этo нopмaльнo. Ho нужнo выплecкивaть эмoции бeз вpeдa для oкpужaющиx. Haпpaвить энepгию peбeнкa в пpaвильнoe pуcлo. Cпopт, тaнцы, языкoвыe шкoлы. Чeм бoльшe зaнят peбeнoк, тeм мeньшe вpeмeни у нeгo ocтaeтcя нa вcякиe глупocти. 

     Пoдpocткoвaя aгpeccия – cвoeoбpaзнaя пpocьбa o пoмoщи. B cилу вoзpacтныx ocoбeннocтeй peбeнoк eщe нe умeeт выpaжaть ee инaчe. Cпoкoйcтвиe, тepпeниe, личный пpимep пoмoгут пepeжить poдитeлям нeпpocтoй пepиoд взpocлeния дeтeй. Haчинaть бopьбу c aгpeccиeй нужнo eщe дo нacтуплeния пубepтaтнoгo пepиoдa. Ecли peбeнoк вceгдa чувcтвуeт ceбя любимым, пoлнoцeнным члeнoм ceмьи, для нeгo aгpeccивнoe пoвeдeниe будeт пpocтo нeпpиeмлeмым.

 

 

свернуть

Узаемадзеянне ў сям'і бацькоў з падлеткам

развернуть

Родительское собрание "Взаимодействие в семье родителей с подростком"

 

В семье есть все возможности, чтобы заложить первые кирпичики в фундамент личности   человека.  Тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества.  Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.  Семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентированы на построение разумного образа жизни.  Важность мультимедиа технологии является её интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях с другими.

Семья и школа — первые коллективы, в которых дети начинают свою жизнь. Здесь они получают представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в отношениях с окружающими. В семье есть все возможности, чтобы заложить первые кирпичики в фундамент личности человека. Надо всегда помнить, что умение ладить с людьми не приходит само собой. Педагогическая роль общения со своими детьми не исчерпывается тем, что оно даёт возможность глубже заглянуть во внутренний мир ребёнка. Создать в себе благоприятную атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу. Оно должно иметь и дальнейший педагогический прицел: приучит к таким отношениям с людьми, которые формируют человека-коллективиста.

Я убеждена, что тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и. как следствие, “авторитетом” становится внешнее негативное окружение. Я поставила перед собой цель установить партнерские отношения с семьёй каждого ученика моего класса. Семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравСтвенные ценности, ориентированы на пОстроение разумного образа жизни.

При проведении родительских собраний, родители всегда переживают, что про их ребёнка скажут что-нибудь плохое и нередко они по этой причине не приходят на собрание. Мною была поставлена цель добиться того. чтобы дети и родители шли на собрание с удовольствием. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях с другими. Я стала придерживаться такого правила: “плохих детей нет”. Все текущие оценки выставляю заранее на отдельной карточке. если есть замечания, то помещаю их на этой же карточке, но наряду с замечанием всегда стараюсь найти доброе слово для каждого. На собрании решаются классные дела родителей совместно с детьми. Для проведения очередного собрания по теме “Взаимодействие в семье родителей с подростком” мною было проведено заочное анкетирование среди родителей и среди детей, оно показало, что родители и дети проводят совместно время редко.Я стала проводить собрания родителей с детьми, где наряду решения классных дел провожу интеллектуальные игры с применением ИКТ. Компьютерные презентации используются мною не только при проведении уроков, но и при проведении внеклассных мероприятий. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Важность мультимедиа технологи является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Во время любой презентации дети очень внимательны. сосредоточены и дисциплинированы.

В 6-м классе мною была проведена игра “По морю знаний” (аналогична телевизионной игре “Своя игра”), в 7-м классе на собрании “Неразлучные друзья — взрослые и дети” была проведена игра “100 к одному”, к концу года на итоговый классный час готовлю игру “Счастливый случай”, на следующий год планирую провести “поле чудес”, “семейный эрудит”. Я сделала вывод, что дети сами с удовольствием идут на собрание и с ними всегда идут их родители. Дети не пропускают без причин уроков, родители чаще стали заходить в школу. помогают классному руководителю в работе, сразу же ставят классного руководителя в известность. если ребёнок заболел. В этом направлении в классе стало работать легче.

Родительское собрание

Тема: “Взаимодействие в семье родителей с подростком”.

Цель: воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.

Мотивация – понять насколько важно общение родителей с детьми.

Подготовительный этап.

Предварительно проводится анкетирование среди родителей.

Анкета “Взаимодействие с подростком” (диагностика микроклимата в семье глазами родителя) Приложение 1.

Предварительно проводится анкетирование среди учащихся.

Анкета “Взаимодействие с семьёй” (диагностика микроклимата в семье глазами подростка) Приложение 2.

Родителям и детям раздаются приглашения на собрание. Приложение 3.

Приготовить памятки для детей. Приложение 3.

Создать игру “Своя игра” с применением икт.

План проведения:

  1. Постановка цели собрания.
  2. Вступительное слово классного руководителя.
  3. Анализ проведённого анкетирования.
  4. Выступление психолога.
  5. Игра “Своя игра”
  6. Рефлексия.

После оглашения темы, слово предоставили классному руководителю.

Вступительное слово: В подростковом возрасте учащиеся ощущают большую потребность в доверительном общении со взрослыми, особенно с теми которых они уважают и любят. В настоящее время есть много источников, откуда дети могут получить различную информацию, но найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует, что переживается ими бывает очень трудно. В повседневной жизни родители часто выступают в роли судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом. В наш скоростной век, жизнь ребёнка пролетает мимо родителей, они успевают только увидеть одет ли, сыт ли его ребёнок, а что внутри у сына или дочери частенько родителям неизвестно. Я бы хотела, чтобы родители обязательно стали друзьями своих детей.

Анализ анкетирования показал:

– что в большинстве случаев родители встречаются с детьми редко.

– за учебой ребёнка осуществляют постоянный контроль только в одной семье, в этой же семье оказывают помощь при подготовке домашнего задания.

На вопрос “Говоришь ли ты родителям правду?”, только один ребёнок ответил утвердительно, остальные ответили нет.

На вопрос “Принимаешь ли ты во внимание мнение родителей при выборе друзей? Почти все дети ответили никогда.

Психолог в своём выступлении рассмотрел различные стороны общения людей.

Игра “Своя игра” под названием “По морю знаний” с целью сближения родителей и детей. Затем родители и дети получили памятки.

Рефлексия. Выберите себе фигурку в зависимости от того на сколько понравилось собрание.

 

свернуть

Узроставыя асаблівасці падлеткаў

развернуть

Родительское собрание «Возрастные особенности подростков»

 Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.

Форма проведения – лекция.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подростков?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. 

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка. 

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астено-невротический,сеннзитивный,психоастенический,демонстративный,неустойчивый,конформный.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я». 

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. 

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».  Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы. 

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. 

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. 

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных  групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях  и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость. 

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.) 

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно. 

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное  представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. 

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье: Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании. Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность. Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи. Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям

Пути решения проблемы.

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. 

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием. 

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. 

Рекомендации для родителей.

 Будьте всегда чуткими к делам своих детей. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач. Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Научите преодолевать трудности. Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии  и красоте, в самоактаулизации. Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте. Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).

Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии. Советуйте следить за своей внешностью. Ни в коем  случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек. Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона. Помните: недоверие оскорбляет! Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит. Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители?» На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак: 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. 3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка. 4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. 5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей. 6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение. 7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. 8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. 

  1. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка. 10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. 11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень). 12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. 13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. 14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. 15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

    За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.        100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. 

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.      0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка. 

 

свернуть

Галоўныя правілы здаровага ладу жыцця

развернуть

Тема: «Главные правила здорового образа жизни»  

Цели и задачи родительского собрания: способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.

                   Форма проведения: семинар-практикум.

                    Вопросы для обсуждения:

  1. здоровье ребенка и школьные нагрузки;
  2. особенности рационально организованного режима дня;
  3. приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

                   

 .Классный руководитель, проводит анкетирование родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей.

  1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?
  2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
  3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье?

                      

                       Беседа «Здоровье ребенка и режим дня».

      Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда. По данным Всемирной организации здравоохранения, десять человек на каждую тысячу новорожденных, уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых соматических и психических болезней, наших детей подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции. Поэтому лишь ничтожное количество школьников может похвастаться тем, что ни разу не обращались  к специалистам за оказанием медицинской помощи.

    В школе на внеклассных занятиях и уроках по миру вокруг нас изучаются режим дня и личная гигиена школьников.

     Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.

      Здоровье ребенка во многом зависит от выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления. Допустимо ли утомляться? Да, и не нужно добиваться, чтобы у ребенка вообще не возникало утомления- наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком рано, чтобы  оно не было слишком глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

    Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это- плохой сон, аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, движением, питанием.

У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у старшеклассников, наблюдается плохая сопротивляемость утомлению. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 8-10лет одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливы. Влияет на работоспособность и здоровье детей. Например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим. Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года. В течение суток высокий подъем работоспособности наблюдается с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов - второй подъем. Во вторник и среду – работоспособность наиболее высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.

            Определенную роль играют гигиенические условия работы. Помещение должно быть достаточно освещено. Стол должен стоять у окна, а свет падать слева. На окнах не должно быть сплошных занавесок и высоких цветов. Чистые стекла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворные микробы. Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу с абажуром. Температура помещения -не ниже18-20˚.помещение должно проветриваться.

           

Правильное питание.

             На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших - питание. Еще в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные ученые выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а также нарушение режима питания.

                       Чтобы устранить нарушения режима питания( 60% ребят не соблюдают его), взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день.   Следует ли, заставлять ребенка есть через силу или отказывать ему в приеме пищи перед сном? Заставлять нельзя. Оценивая свое желание поесть, ребенок прислушивается к потребностям своего организма.

Обязательно ли детям в возрасте 6-10 лет есть первые блюда? Да. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного выделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того, следует приучать ребенка есть неспеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами (чтением, просмотром телевизора и т.д.) Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, соблюдение культуры питания помогут детям получать удовольствие от  приема пищи и оставаться здоровыми.

Физическое развитие.

           Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время выполнения домашних заданий, поскольку неправильная посадка- одна из основных причин нарушения осанки. К основным факторам, вызывающим эти нарушения  относятся : недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки( опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке или на очень мягкой кровати, сворачиваться «калачиком» и т.д.)

            У ребенка, стоящего в непринужденной позе, замеряют следующие расстояния: от 7 шейного позвонка ( наиболее выступающего) до нижнего угла левой лопатки, расстояние А; до нижнего угла правой лопатки, расстояние В. при нормальной осанке расстояния А и В равны, различие в длине расстояний указывает на наличие сколиотической осанки.

          Чтобы дать школьнику ясное представление о правильной осанке, следует применить такой прием: ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и затылком. Неоднократное повторение этого приема позволяет школьнику запомнить мышечное ощущение правильной осанки и в  дальнейшем без особого труда сохранять ее.

         Неправильная посадка учеников в школе, во время подготовки домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения. Желательно, чтобы ребенок в течение недели смотрел не более 2-3 телепередач. Ученики начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими по телевизору, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи должны ежедневно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не повредят ребенку.

         Сложно приобщить малыша к выполнению режима дня, но часто истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому, прежде всего родителям нужно постараться самим стать более собранными и  организованными, а уже потом требовать этого от своих детей.

        Помочь младшим школьникам в соблюдении режима дня может игра, в процессе которой любые навыки приобретаются легче. Кроме того, на протяжении первых 2-3 месяцев родителям необходимо выполнять основные режимные моменты вместе с ребенком. Не следует наказывать детей за забывчивость, а наоборот хвалить их за каждую  попытку придерживаться режима дня.

         Эффективен в таких случаях « прием руководителя», когда ребенок напоминает родителям о выполнении режима дня  (« А теперь идем чистить зубы!», « Мама, пора заправлять кровати!» и т.д.)

        Ситуация успеха порождает психологические условия принятия деятельности, стимулирует желание неоднократно пережить чувство удовлетворения собственными делами.

Сон.

              Младший школьник много времени проводит в школе, посещает разные секции, кружки, он подвижен и вместе с тем легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный отдых-сон. В возрасте 6-7 лет суточная норма  сна составляет 11 часов, в 8-10 лет-10 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный сон является одним из важнейших условий умственной работоспособности. Правильная организация умственного труда ( очередность и время приготовления домашних заданий, физкультурные паузы, правильная посадка и освещение и др) предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий. При частом проявлении симптомов переутомления , таких как головная боль, головокружения, быстро наступающая слабость, покраснение глаз и ушных раковин, рассеянность, раздражительность, плаксивость и т.д., ребенка следует обязательно показать врачу, т.к. эти признаки могут предшествовать развитию нервно-психических заболеваний.

Советы родителям.

1.Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, т.к. одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.

  1. Поощрять попытки ребенка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.
  2. Правильно организовывать режим для школьника: обеспечивать достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5 разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
  3. Проверить правильность осанки детей. При получении настораживающих результатов проанализировать возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постараться устранить их. В случае необходимости обратиться к врачу.
  4. не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого напоминания, ни на что не отвлекаясь.
  5. обращать больше внимания на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельности.

Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий.

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  3. И.п. – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. повторить 4-5 раз.
  4. И.п. – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку.
  5. И.п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх ( вдох). Проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
  6. «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом по контуру с внутренней и с внешней стороны.

Примерный режим дня ученика младших классов.

 

Время

Подъем  

7.00

Зарядка, умывание, уборка постели.

7.00-7.30

Завтрак.

7.30-7.50

Дорога в школу.

7.50-8.10

Занятия в школе, прогулка на свежем воздухе.

8.30-14.30

Обед, отдых, помощь по дому.

14.30-16.00

Приготовление уроков.

16.00-17.00

Свободное время.

17.00-19.00

Ужин.

19.00-19.30

Свободное время.

19.30-20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну.

20.30-21.00

 

свернуть

Бацькоўскі сход на тэму "Рэжым дня малодшага школьніка"

развернуть

Цель: информировать родителей уч-ся о режиме дня, рекомендуемом для соблюдения учащимися, познакомить с признаками экранной зависимости.

Задача: способствовать необходимости установления режима дня младших школьников в школьной и домашней обстановке к режиму дня детей.

Здравствуйте, уважаемые родители! 

«Воспитание есть усвоение хороших привычек.»

                                                                     Платон

Специальные исследования на протяжении последних десятилетий показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье. Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делает только 42% детей. У 76% - продолжительность ночного сна сокращена на 1,5 – 2 часа. Почти все дети ежедневно проводят у телевизора от 1 до 2,5 часов, у компьютера гораздо больше. 20% детей вообще не гуляют после школы. Нерационально организованный день ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению. Что же такое рационально организованный день:

- точно регламентированная продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка;

- достаточный отдых на свежем воздухе;

- регулярное и полноценное питание;

- достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

- правильно организованная двигательная активность.

Подъём младшего школьника в 7-00 или 7-30 утра.

Утренние процедуры и завтрак до 8-00.

8-10 ― 8-25 - школьник приходит в школу.

8-30― 9-15 - первые уроки по расписанию.

09-15—09-30 - горячий завтрак в школе.

Правильное питание. Питаться 4-5 раз в день. Заставлять принимать пищу нельзя. Первые блюда обязательны. Приучать ребёнка есть неспеша.

Когда готовить уроки? Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления дома -2,5 часа. Домашние задания готовить не раньше, чем с 16 – 17 часов. Через каждые 45 минут перерывы на 10 минут.

Время выполнения домашнего задания:1 класс – 30 мин -1 час, 2 класс – 1,5 часа, 3-4 классы – до 2 часов

Как организовать рабочее место ребёнка? Оно должно быть освещено. Вечером настольная лампа с зеленым абажуром. Всё должно быть на своих местах (тетради, ручки, книги). Стол соответствует росту ребёнка: 120-129 см - стол 59 см, 130-139 см - стол 62 см, 140-149 см- стол 68 см. Разница между высотой стула и стола от 21 до 27 см. Расстояние от глаза до поверхности стола – 35 см. Между грудью и столом проходит ладонь. Ноги на полу. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

25-30% первоклассников остаются абсолютно здоровыми после 1-ого года обучения; к концу 1 четверти худеют 30% учащихся; 15% учащихся жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться; у 1/3 учащихся нарушается осанка; 10% учащихся имеют нарушение зрения; 20% имеют склонность к близорукости; лишь 25% первоклассников не выдерживают ночной норматив сна, недосыпая приблизительно 1,5 часа.

Но главное в режиме – это продолжительность сна, не менее 10 часов. Родителям необходимо вовремя укладывать ребенка спать (не позднее 21.00). За два часа до предстоящего сна никаких подвижных игр, просмотра телевизора, гаджетов. И сами, уважаемые родители, не задерживайтесь у компьютеров и смартфонов. Лучше прочитать любимую сказку вашему малышу или совершить небольшую прогулку всем вместе перед сном. Подавайте правильный пример сыну или дочери, которому захочется следовать! Ребёнку ночью необходимо отдохнуть от мыслей, дневных эмоций или переживаний, чтобы встретить новый день и новые этапы своей школьной жизни.  А «включать» доброе утро нужно постепенно. Сначала включить приглушённый свет от маленького светильника, потом постепенно, добавляем верхний свет, приятную мелодию звуков утреннего пробуждения природы и пения птиц.

Так как пробуждение должно быть постепенным, погладьте ребенка неторопливыми движениями, напомните ему, что пора вставать и тогда Вы легко обнаружите в детской кровати улыбающегося новому дню первоклассника. Хорошее настроение может поднимать и семейный утренний ритуал, например, утренняя зарядка под хорошо запоминающуюся песню, а это отличный стимул от утренней усталости.

При правильном подходе Ваши дети научатся просыпаться вовремя, шаг за шагом и утро за утром, не испытывая при этом никакого дискомфорта. Будьте терпеливы, последовательны и всё получится!

Но к сожалению, бывает так, что Ваш ребёнок за компьютером, мобильным телефоном или ТВ, и ему очень тяжело от него оторваться. Он делает это с досадой и неохотой. И Вы несколько раз должны его попросить, иногда даже приходится угрожать, говорить, что вообще заберу, не дам, не включу и возникает очень много конфликтов на этой почве. А бывает так, что Вы сначала ограничиваете ребёнка, а потом забываете об этом, и ребёнок продолжает играть или смотреть мультики? Сначала обозначили время: 15 минут, 30 минут и забыли, отвлекаясь об ограничении. Ну ладно завтра будет только 15 минут. На самом деле это наша ответственность установить чёткие рамки. Бывает, что очень удобно, что ребёнок чем-то занят, тихо сидит себе, занимается за компьютером или смотрит ТВ и не мешает Вам и не беспокоит Вас? Но этим не следует злоупотреблять. Педиатры и психологи утверждают, что экранное время (ТВ, мобильник, планшет) не должно превышать 30 минут в день. Зачем подменять реальный мир, способность к исследованию, любознательности, что-то придумывать, конструировать, рисовать. И чем позже у младшего школьника появятся эти дивайсы (планшета, смартфона…) тем лучше.

Сильные страхи, беспокойный сон, потеря контакта с ребёнком, ребёнок ка-будто эмоционально отсутствует, теряется интерес к различным занятиям, ребёнку ничего не интересно, он не может себя ничем занять, ему всё время скучно, не может долго сосредотачиваться, у него повышенная агрессивность, начал драться со сверстниками, щипаться, обзываться, начал использовать неприличные слова, падает успеваемость в школе, плохо выполняет домашние задания. Из беседы с родителями можно узнать сколько времени проводит ребёнок за компьютером, и время поражает от 1 часа, а в выходные до 4-х часов.

Причина 1.

Ребёнку всё становится не интересно. Движущиеся объекты, яркие картинки, увлекательные, фантастические герои, они настолько перевешивают интересы ребёнка, и всё остальное уходит на 2-й план. Простые вещи, природные материалы, которые развивают воображение ребёнка, становятся ему не интересными, так как компьютерный мир меняет всё!

Причина 2.

Ребёнок всё начинает делать поверхностно.

В компьютере особо не надо прилагать усилия, просто необходимо нажать на кнопочку для того, чтобы всё двигалось, менялось, мышкой кликнул всё построено, раскрашено, всё сложилось как надо. У детей, которые долгое время проводят за компьютером, не развивается мелкая моторика. Постепенно утрачивается усидчивость, старательность. Простота достижения целей за игрой в компьютере может повлиять на отношение ребёнка к тому что он делает своими руками.

Причина 3.

У ребёнка притупляется умение сопереживать, сожалеть, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в других считается прикольным и увлекательным.

Причина 4.

Вокруг различных «экранов» постоянно происходят конфликты между родителями и ребёнком.

Причина 5.

Родители (как правило, мама) испытывает чувство вины и беспомощности.

Когда нет чётких рамок, договорённости у мамы возникает чувство злости и раздражённости, чаще кричит на ребёнка.

Причина 6.

У ребёнка сужается круг друзей, становится интересно общаться с теми, кто в «теме», с теми, кто тоже играет, и с кем это можно обсудить.

Причина 7.

Ребёнок перестаёт читать книги.

Причина 8.

Ребёнок индентифицируется с компьютерным персонажем и ему хочется подражать ему. Это деформирует его представление о себе и нарушает образ собственного «Я».

Причина 9.

Ребёнку навязываются с помощью игр и сети Интернет чуждые семье ценности и неправильные установки без «фильтра». Игра ГТА-самый опасный продукт в игровой индустрии (постоянное насилие: расстрел мирных жителей, бензопила в виде оружия). Ребёнок берёт на себя роль взрослого, распущенного, у которого нет никаких принципов, моральных норм, законов. Отпечаток на психику ребёнка будет наложен.

Причина 10.

Ребёнок становится рассеянным, несобранным, т.к. мысленно отсутствует в настоящем моменте.

Причина 11.

Ухудшается успеваемость, уменьшается время, которое тратит ребёнок на выполнение домашних заданий, домашнее задание делается небрежно, на скорую руку. Дети часто выходят гулять с планшетами, носят их в школу.

Причина 12.

Ухудшается здоровье ребёнка: осанка, зрение, аппетит, сухость глаз, развивается «дисплейный синдром».

10 советов родителям

  1. Режим дня школьника должен быть построен с учётом его возраста и возможностей.
  2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма в деятельности всех систем организма.
  3. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени, с подъёмом умственной активности ребёнка: в первой половине дня – с 9.00 до 12.00, во второй половине – с 15.00 до 16.00.
  4. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребёнку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.
  5. Приём пищи в определённые часы обеспечит хороший аппетит и нормальное пищеварение.
  6. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребёнка.
  7. Пребывание на продлённом дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
  8. Режим дня ребёнка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном и отдыхом на свежем воздухе.
  9. Нарушение в установленном распорядке дня не желательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребёнка.
  10. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

 

свернуть

Правілы інтымнай бяспекі дзяцей для бацькоў

развернуть

1

Самы эфектыўны спосаб абараніць дзяцей ад сэксуальнага гвалту — навучыць правілам бяспекі.

Мадэлюйце бяспечнае паводзіны, не запужвайце дзяцей ужываючы цэтлікі «гвалтаўнік», растлумачыце дзіцяці, што небяспечныя людзі сустракаюцца досыць рэдка, аднак, бывае, што хто-то можа нанесці шкоду.

1. Кажыце дзіцяці, што калі яму нешта не падабаецца, ён адчувае дыскамфорт, боль ці нават сорам, ён мае права адмовіцца.

2. Калі за ім ідзе незнаёмы мужчына, яму трэба хутчэй выйсці ў люднае месца і закрычаць «Пажар» (на гэтае слова навакольныя рэагуюць хутчэй).

3. Не заходзьце ў дзіцячы пакой без груку.

4. Не прымушайце дзіця абдымацца або цалавацца, калі ён не хоча, пытайцеся яго дазвол.

5. Не бойцеся гаварыць з дзецьмі на тэму сэксуальнай бяспекі.

2

 

 

 

 

свернуть

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

развернуть

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия

                                                                          К.Д. Ушинский

Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях. 

Задачи:

Актуализация ценности семьи, особенности семей, обобщение понятия семьи.

Формирование ценностей семьи, умения слушать и давать обратную связь.

Развитие личностных качеств, способствующих формированию ценности семьи.

Воспитание ребенка - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в первые годы жизни главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе. Личность ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.

Особенную роль в жизни ребенка, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни.

Уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности ребенка. Именно семья была, есть и всегда будет главнейшим институтом воспитания.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи являются семейные традиции. Им отводится особенная роль в воспитании личности. Специалисты отмечают, что семейные традиции вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, например, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Семья не может существовать, не воспроизводя традиций. Для семьи их значение особенно велико. Во-первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи.

Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

  • Если семья — это здание, то какое…
  • Если семья — это цвет, то какой…
  • Если семья — это музыка, то какая …
  • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья — это настроение, то какое…

Составление кластера «Идеальная семья» (работа в группах)

1гр. «Идеальный папа»

2гр. «Идеальная мама»

3гр. « Идеальный сын»

4гр.»Идеальная дочь» 

Очень часто мы предъявляем к друг другу повышенные требования. Ваша задача составить список, который характеризует идеальную МАМУ для юношей, для девушек список, характеризующий идеального ПАПУ.

для родителей: идеальный СЫН, идеальная ДОЧЬ.

После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального отца, сына, либо идеальной мамы, дочери».

Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого родители не перестают любить своих детей, а дети родителей.

Упражнение «Дерево семейных ценностей»  (работа в группах)

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.

 Анкетирование родителей.

Анкета для родителей

- Любит ли ваш ребенок трудиться?

- Что он любит делать по дому?

- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

- Как долго может трудиться ваш ребенок?

- Работа выполняется увлеченно или неохотно?

- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?

- Поощряете своего ребенка за выполненную домашнюю работу?

- Наказываете ли своего ребенка, если он выполнил работу плохо?

- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?

- Считаете ли вы необходимым  трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

Вопросы для обсуждения «В родительский дневник»:

- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?

- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

- Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?

- Если вы никак не реагируете на выполнение на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?

- Если вас интересуют только личные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

В дневник мальчика и девочки.

Как развивать в себе желание выполнять домашние дела.

Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя не всегда это получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.

Сначала представь себе такую картину – приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!

Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.

Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.

Выполнив какую-то часть работы, оцени её, и …похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.

Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.

Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.

Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.

Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12 – 14 часов, на стирку 3-4 часа, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнует только их учебные успехи?

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы не просто. Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

 Домашнее задание.

  • Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
  • Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
  • Составьте с ним план уборки квартиры.
  • Научите его стирать собственное бельё.
  • Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
  • Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

Подведение итогов

Рефлексия

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали?

- А какой же основной секрет семейной жизни? 

Ответ: Все так же очень просто: ДАРИТЬ ДРУГ ДРУГУ РАДОСТЬ!

 

свернуть