Мерапрыемства "Я і свет прафесій"

Мероприятие по профориентации

«Я и мир профессий»

 

Цель:

   - оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

 

Задачи: - формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях; - активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению; - вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания; - формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

 

Оборудование:

Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о профессиях.

 

План мероприятия:

  1. Вступительное слово
  2. Теоретический материал:

1)      Кто я?

2)      Многообразие мира профессий

3)      Пути получения профессионального образования

4. Рефлексия занятия.

                                                           Ход мероприятия:

    Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».

  1.  Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать,  т. е. изучить собственное «Я».

В каждом из нас живут много разных «Я». О каждом из них написано множество научных статей, и тем не менее в феномене «Я» загадок  больше, чем ответов.

Я - ожидаемое

Я - желаемое

Я - реальное

Я - представляемое

Я - фантастическое

Я - идеальное

Глубина самопостижения и самопознания собственного «Я», слабых и сильных сторон своей личности, умение ориентироваться в мире профессий определяют правильность профессионального выбора.

Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно обоснованным, случайным. Особую роль здесь имеет САМООЦЕНКА.

Самооценка –- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и  реальными возможностями  человека  ведет  к  тому,   что   он   начинает  неправильно  себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ САМООЦЕНКИ

Заниженная

Адекватная

Завышенная

Важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.

Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на профессиональную. В ситуации профессионального выбора вам необходимо не только знать, но и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности, а также соотнести их с избираемой профессией.

                     Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.

             Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие.

  1. Многообразие мира профессий. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

   По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда             — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень             классификации.

  1. ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь,             сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность             технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому             профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих             способностей, точности, хорошего здоровья.
  2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет    труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от        человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие       между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если        у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов       этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
  3. ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и     растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы:           агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог,        мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь —   деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться             цветами.        И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать,       лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой        деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться      трудностей и не ждать быстрых результатов.
  4. ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера,             лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий             является         «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде             текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и             своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому       специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от            реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками.             Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию             человека.
  5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической             деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники             способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому    что             таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят           к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с   чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания —           необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

 

               Профессиограмма и псхограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. одним из важных источников информации о профессиях являются профессиограммы.

  1. Пути получения профессионального образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное, общее, основное  полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица.

            5. Рефлексия занятия.

            - Что понравилось на занятии, а что нет?

            - Что узнали нового?

            - Чего ждёте от следующих занятий?

            Заключение.

            Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу.

            6. Прощание. (В группе традиционно принято аплодировать друг другу в конце         занятия)