ПЕРШЫ УРОК У 6 КЛАСЕ: Які Я? Самаацэнкі і ўзровень дамаганняў

ПЕРВЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ:

КАКОЙ Я? САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Я красивый, я сильный,

я мудрый, я добрый.

И все это открыл я.

Станислав Ежи Лец

Цели урока: создание в классе атмосферы тепла и доверия; ин­формирование учеников о воз­можностях и особенностях нового курса; принятие правил поведе­ния на уроках; развитие потреб­ности в самопознании; знаком­ство с понятием «самооценка»; мягкая коррекция самооценки.

Материалы к уроку: бланки к упражнению «Какой я?»; второе упражнение лучше выполнять на их оборотной стороне. После уро­ка подписанные листочки надо со­брать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора.

У Чака Норриса как-то спроси­ли: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят зло­деи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, - ответил Чак. - День­ги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности.

Самооценка, то есть способ­ность человека оценивать самого себя, у всех разная. Один, обладая скромными способностями, уве­рен в себе. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от недовольства собой.

О том, как опасна низкая са­мооценка, нас предупрежда­ет история гениального физика Эренфеста. Многие ученые спра­шивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневал­ся в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспо­собным и покончил жизнь само­убийством. Поэтому о нем мало кто знает.

Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, ко­торая также имела заниженную самооценку. У нее были мил­лионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настоль­ко застенчива и не уверена в себе, что не могла сниматься в присут­ствии людей. Исключение дела­лось только для партнеров по сце­не и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.

Эти такие разные люди были невероятно талантливы и успеш­ны в профессиональной деятель­ности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и по­любить себя, признать свое воз­можное несовершенство.

•Зачем человеку дана способ­ность оценивать себя?

Упражнение «Какой я?»

Оцените свои качества по деся­тибалльной шкале:

 

УМ

 

ДОБРОТА

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Примечание. Качества, приве­денные в этом упражнении, ребя­та чаще всего называют как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши уче­ники.

Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистич­ную самооценку. В редких случа­ях оно может быть травмирующим для учеников с неадекватной завы­шенной самооценкой. Но для та­ких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего пове­дения в отношении их.

Упражнение «Самый-самый»

Запишите фамилии трех дево­чек и троих мальчиков, которых считаете самыми умными, самы­ми добрыми и самыми справед­ливыми.

Это задание ребята могут вы­полнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-че­тыре фамилии, которые встреча­ются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вру­чить символические призы, гра­моты, знаки отличия. Можно по­интересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой -класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилии.

Ребята, чьи имена не прозву­чали, могут быть разочарованы, особенно если их самооценка за­вышена. Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой: если спортсмен, ока­завшийся на пьедестале, переста­нет тренироваться, то завтра его место займет другой.

Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает бога­тую информацию для самоанали­за, заставляет задуматься, насколь­ко собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

Упражнение «Мечтать не вредно»

Вспомните, о чем вы мечтали, ко­гда ходили в детский сад. Запиши­те свои мечты на листочке. Вспом­ните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реа­листичными вам кажутся ваши дет­ские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.

Как вы понимаете слова Т. Карлейля «Приравняй свои притяза­ния к нулю - и целый мир будет у ног твоих»

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооцен­ки, которую иногда называют фор­мулой счастья:

успех/уровень притязаний = самооценка

Как вы понимаете эту формулу?

Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?

Главное в этой формуле - само­оценка. От нее зависит очень мно­гое. Самооценка высокая, а запро­сы разумные - человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боит­ся. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и нико­му не завидует.

Помните тост из фильма «Кав­казская пленница»? «Я могу купить козу, - говорит герой фильма, -но не имею желания. Я хочу купить дом, но не имею возможности. Так выпьем за то, чтобы наши желания соответствовали нашим возмож­ностям!»

Неудачник - не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претен­зий должен соответствовать уров­ню возможностей.

Если достижения скромные, а за­просы непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), че­ловек начинает страдать от невоз­можности достичь желаемого, од­ним завидовать, других унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то долж­ны - родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отрав­ляет жизнь себе и близким. Есть только два способа повысить само­оценку. Попробуйте найти их, ис­пользуя в качестве подсказки фор­мулу Джеймса (добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязания - дос­тичь одновременно и того и друго­го удается только великим людям).

 

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Третий урок в 6 классе

Мы познаем мир с помощью зре­ния, слуха, осязания, обоняния и других чувств, как и животные. Но если бы наши возможности исчер­пывались восприятием вещей, которые можно увидеть, услышать, пощупать или понюхать, мы ниче­го не знали бы о существовании молекул и атомов, электромагнит­ных излучений, ультразвука и мас­сы других явлений и понятий, ко­торые не способны воспринять с помощью органов чувств. Но у че­ловека есть особый дар - мысли­тельные способности. В глухой африканской деревне жи­телей проверили с помощью тес­тов, а потом попросили односельчан назвать самых умных. Мнения этих людей совпали с результата­ми   тестирования:   большинство людей хорошо представляют себе, что такое ум, В отличие от них психологи до сих пор не могут дать однозначного определения поня­тиям «мышление», «интеллект»… Но зато им удалось выделить ос­новные черты, присущие мышле­нию талантливых людей. Это про­дуктивность, оригинальность, лю­бознательность, мужество.

Черты мышления талантливых людей

Продуктивность - это количест­во новых идей, возникающих у че­ловека, способность быстро пере­ключаться с одной мысли на дру­гую и использовать полученную информацию в различных контек­стах.

Группа опытных и зрелых специа­листов разрабатывала самолет вертикального взлета. Возникли трудности с теплообменом. Тогда решили пригласить консультан­том специалиста со стороны со свежим взглядом. Появился мо­лодой специалист по холодиль­ным установкам. Он стал зна­комиться с проектом и... выска­зал более 300 соображений, как улучшить дело.

Оригинальность - это способ­ность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадок­сальных, неожиданных решениях и в выражении полученных резуль­татов в неординарной форме. Однажды у известного физика Ро­берта Вуда засорилась длинная и узкая труба спектроскопа. Что же сделал Вуд? Он взял кошку, засунул ее в трубу и закрыл вход. Кош­ке пришлось ползти на свет дале­кого выхода, собирая своей шер­стью весь мусор и паутину. Любознательность - это инте­рес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Как?» и «По­чему?».

Эйнштейну  и   Черчиллю  было трудно учиться в школе, потому что преподавателей раздража­ла их манера вместо ответа зада­вать неуместные вопросы: «А ес­ли бы этот треугольник был пере­вернутым?», «А если бы время не было временем?» Мужество - способность при­нимать решения в ситуации не­определенности, не бояться соб­ственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и  репутацией.  Известный  физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого - не эрудиция, а во­ображение и смелость. В начале XX века между микро­биологом Кохом и иммунологом Петтенкофером разгорелся спор. «Холера, - утверждал Кох, - вы­зывается холерным вибрионом». «Все дело в нарушениях имму­нитета»? - отвечал Петтенкофер. Чтобы доказать   свою  правоту, Петтенкофер выпил бульон с хо­лерными вибрионами, услужли­во приготовленный Кохом. И не заболел. Оказалось, что оба были правы: заболевание вызывается вибрионами, но только при нару­шении иммунитета (Р. Грановская, «Конфликты и творчество»).

Работа мозга

Мышление - самая трудная ра­бота. Для ее выполнения требуют­ся организованность, хорошо раз­витое внимание и память, наблю­дательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей выраба­тываемой энергии.

Мозг каждого человека состо­ит примерно их 100 миллиардов нейронов, из которых использу­ется только 20%. Компьютер, об­ладающий таким же количеством связей, что и мозг, должен быть вы­сотой с десятиэтажный дом и занимать площадь Франции, Бельгии и Швейцарии, вместе взятых!

В процессе работы возникает бесконечное число новых связей. Мозг, как и любой орган, подчиняется главному биологическому закону: «все, что не используется - отмирает». Поэтому, хотя мы рождаемся с индивидуальным набором способностей, дальнейшее их развитие зависит сначала от нашей семьи, а по мере взросления - от нас самих. Развитие замедляет не возраст, а праздность и лень. Уже установленные связи уничтожаются алкоголем, наркотиками, болезнями.  С помощью интеллектуальных  тестов можно определить качественные и количественные характеристики. На прошлом занятии  вы узнали тип своего мышления.  Это качественная характеристика. Для определения количественных характеристик придуман коэффициент интеллекта. Узнать его  приятно, если он высок, и полезно,  если он скромен: это помогает умерить уровень притязаний. С помощью теста интеллектуального потенциала можно узнать, насколько  у вас развита логика и способность  раскрывать связи между предметами и явлениями.

 Тест интеллектуального  потенциала

 Каждое задание занимает одну  строку, в левой ее части - четыре

 

квадрата, три из которых заполне­ны рисунками, а четвертый - пус­той. Рисунки в левой части нахо­дятся в определенной последова­тельности, которая не закончена. Ваша задача - найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в пустом квад­рате, завершив таким образом по­следовательность.

Учитель разбирает вместе с уче­никами тренировочные задания, акцентируя их внимание на том, что имеется только одно правиль­ное решение. Убедившись, что все поняли инструкцию, дает команду приступить к выполнению основ­ного задания.

Правильные ответы: 1 - 2, 2 - 3, 3 - 2,4 - 6, 5 - 3, б - 5, 7 - б, 8 - 2, 9 - 3, 10 - 3, 11 - 2, 12-2,13-6,14-5,15-4,16-1, 17-3,18-5,19-6,20-2.

Как развивать мышление

—» Информация для мышле­ния - все равно, что пища для те­ла. Источники информации - об­щение с людьми и книгами, экс­курсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

—> Мышление активизируется, когда стандартные решения не да­ют результатов. Поэтому так важ­но развивать у себя умение ви­деть предмет или явление с раз­ных сторон, замечать необычное в обычном.

—> Мышление и речь - нераз­рывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочи­танном или увиденном, участвуе­те в1 дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Высокий уровень общего умст­венного развития является усло­вием  успешной  профессиональной деятельности учителя, вра­ча, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и др. Определяется он как природны­ми задатками и наследственно­стью человека, так и его жизнен­ным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

6 класс (4 занятие)

Тема предыдущих за­нятий в 6 классе - зна­комство с мыслитель­ными процессами. Вы можете устроить ко­мандные или групповые соревнования, исполь­зуя различные типы ин­теллектуальных задач. Важно, чтобы эти за­дания не дублировали школьные, а развивали сообразительность, не­стандартное мышление, логику.

Ценность этой рабо­ты в том, что она дает возможность проявить свою интеллектуальную состоятельность тем, кто не отличается осо­быми успехами в учебе. При подготовке вы можете воспользовать­ся заданиями, взятыми из книг Я. Перельмана «Занимательная физи­ка», Е. Прощицкой «Выбирайте профессию», Е. Жарико­ва и Е. Крушельницкого «Для те­бя и о тебе».

А вот несколько заданий из мо­ей книжки «Я и моя профессия».

«Муха»

Города А и Б находятся на рас­стоянии 300 км. Из них одновре­менно навстречу друг другу вы­езжают два велосипедиста. Они едут, не останавливаясь, с одина­ковой скоростью - 50 км/ч. Вме­сте с первым велосипедистом из города А со скоростью 100 км/ч вылетает муха. Она обгоняет ве­лосипедиста, встречает велоси­педиста, выехавшего из города Б, и поворачивает обратно. Долетев до велосипедиста из города А, она разворачивается и летит на­встречу велосипедисту из горо­да Б. И так до тех пор, пока вело­сипедисты не встретились. Тогда муха успокоилась и села одно­му из велосипедистов на плечо. Сколько километров пролетела муха?

Ответ. Муха пролетела 300 км.

Примечание. Важно, как ребя­та пришли к этому решению - пу­тем сложных вычислений или им достаточно было знать скорость полета мухи (100 км/ч) и время ее полета (3 часа).

«Бочка»

Двое заспорили о содержимом бочки. Один говорил, что воды в бочке больше половины, а дру­гой - что меньше. Как без всяких подручных средств решить, кто прав?

Ответ. Эта геометрическая за­дача имеет очень красивое и практичное решение. Нужно на­клонить бочку так, чтобы уровень воды совпадал с краем бочки. Ес­ли воды больше половины, верхняя часть дна окажется под водой. Если меньше половины - часть дна будет выступать из воды, так как плоскость (в данном случае поверхность воды), проведенная через диаметрально противопо­ложные точки верхней и нижней окружностей бочки, делит ее на две равные части.

«Книжный червь»

В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две кни­ги. В первой из них 300 страниц, во второй - 400. Книжный червь прогрыз книги от первой страни­цы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц он прогрыз?

Ответ. Только обложки, так как первая страница первого тома при обычной расстановке книг соприкасается с последней стра­ницей второго тома.

 

ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Пятый урок в 6 классе

Определение профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, пусть каждый из учеников выберет в ниже приведенном списке один из трех вариантов (а, б или в) и отметит его в бланке, который следует за списком. 1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности: а) общаться с самыми разными людьми; б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене; в) заниматься расчетами; вести документацию. 2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает: а) возможность следить за ходом мыслей автора; б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; в) сюжет, действия героев. 3. Меня больше обрадует Нобелевская премия: а) за общественную деятельность; б) в области науки; в) в области искусства. 4. Я скорее соглашусь стать: а) главным механиком; б) начальником экспедиции; в) главным бухгалтером. 5. Будущее людей определяют: а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия; в) развитие производства. 6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь: а) созданием дружного, сплоченного коллектива; б) разработкой новых технологий обучения; в) работой с документами. 7. На технической выставке меня больше привлечет: а) внутреннее устройство экспонатов; б) их практическое применение; в) внешний вид экспонатов (цвет, форма). 8. В людях я ценю прежде всего: а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость; в) обязательность и аккуратность. 9. В свободное время мне хотелось бы; а) ставить различные опыты, эксперименты; б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться. 10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует: а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны; б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); в) деловое общение. 11. Мне интереснее беседовать о: а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе; в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера. 12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал: а) технический; б) музыкальный; в) спортивный. 13. В школе следует обратить особое внимание на: а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины. 14. Я с большим удовольствием смотрю: а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы. 15. Мне хотелось бы работать: а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы. 16. Школа в первую очередь должна: а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы. 17. Главное в жизни: а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни; в) тщательно планировать свои дела. 18. Государство должно в первую очередь заботиться о: а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан. 19. Мне больше всего нравятся уроки: а) труда; б) физкультуры; в) математики. 20. Мне интереснее было бы: а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия; в) планировать производство товаров. 21. Я предпочитаю читать статьи о: а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях; в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов. 22. В свободное время я люблю: а) читать, думать, рассуждать; б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; в) ходить на выставки, концерты, в музеи. 23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о: а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации. 24. Я предпочту работать: а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.

1

А

 

 

Б

 

В

2

 

А

 

Б

В

 

3

А

Б

 

В

 

 

4

 

 

А

 

Б

В

5

А

Б

В

 

 

 

6

А

Б

 

 

 

В

7

 

А

Б

В

 

 

8

А

 

 

 

Б

В

9

 

А

 

Б

В

 

10

 

 

 

А

Б

В

11

А

Б

В

 

 

 

12

 

 

А

Б

В

 

13

А

 

 

 

Б

В

14

 

А

 

Б

В

 

15

А

 

Б

 

В

 

16

А

 

Б

 

 

В

17

 

 

 

А

Б

В

18

А

Б

В

 

 

 

19

 

 

А

 

Б

В

20

А

 

Б

 

 

В

21

 

А

Б

В

 

 

22

 

А

Б

В

 

 

23

 

А

 

Б

 

В

24

А

 

 

 

Б

В

Сумма

I

II

III

IV

V

VI

Теперь пусть ученики подсчитают число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишут эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки. 10–12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность. 7–9 баллов – склонность к определенному виду деятельности. 4–6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность. 0–3 баллов – профессиональная склонность не выражена. Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание учеников на те столбцы, которые набрали большее количество баллов. • Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

Виды деятельности (столбцы I–VI)

I – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности. II – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. III – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий. IV – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость. V – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью. VI – склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Что сказать ученикам

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п. (Примечание. Если вы ведете занятия второй год, то ребята имеют возможность сопоставить свои результаты с работой по опроснику «Или-или» в пятом классе. Собственно, в расчете на это и предлагается собирать и хранить заполненные бланки).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Шестой урок в 6 классе

Цель: моделирование будущей профессии на основании существенных признаков.

Учитель обращает внимание учеников на то, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг.

На уроках биологии изучается классификация животных и растений, на уроках химии – классификация химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: по месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т.д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова.

Пять основных групп (по Е.А. Климову)

  • Техника

К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья. Назовите профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).

  • Человек

К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми. Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).

  • Природа

К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Назовите профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор). • Знак

К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Назовите профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).

  • Искусство

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания, необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Назовите профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант).

«Своя игра» (фрагмент профориентационной игры, разработанной педагогом-психологом В.Н. Петелиной)

Класс делится на команды, которые выбирают по очереди область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей раунда. Ведущий зачитывает вопрос. После минутного обдумывания команды дают ответ. За правильный ответ команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном ответе столько же баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то отвечает та команда, которая первой заявила готовность отвечать. Если ответа нет, его дает ведущий. В конце игры звучит музыкальная пауза, подводятся итоги. Область знаний Баллы

Область знаний

Баллы

ЧЕЛОВЕК

5

10

15

20

ПРИРОДА

 

 

 

 

ТЕХНИКА

 

 

 

 

ЗНАК

 

 

 

 

ОРУДИЯ ТРУДА

 

 

 

 

  • ЧЕЛОВЕК

5 баллов. Кем по профессии был А.П. Чехов? (врач, писатель) 10 баллов. Кем могли бы работать в наши дни: – Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом); – Красная Шапочка (социальным работником); – Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (коммерсантом, животноводом, фермером)? 15 баллов. Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать? (учитель) 20 баллов. Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (доктор) Специалист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям? (адвокат)

  • ПРИРОДА

5 баллов. Расшифруйте анаграммы: тюльпан, ромашка, роза, василек. 10 баллов. Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (агроном) 15 баллов. Кто от дыма питается? (трубочист) 20 баллов. «Мальчик розу увидал, розу в чистом поле, аромат ее впивал, любовался вволю». Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя? (Гете – автор работы о растениях «Опыт о метаморфозе растений». Эти стихи – подсказка.)

  • ТЕХНИКА

5 баллов. Что общего у коровы и ЭВМ? (профессия человека, их обслуживающего, называется оператор.) 10 баллов. Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – помним вас. (фотограф) 15 баллов. Назовите профессию, изменение окончания в которой совершенно меняет ее назначение. (машинист – машинистка) 20 баллов. Кто не может жить без мха и клиньев? (плотник)

  • ЗНАК

5 баллов. Перечислите профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот. (доктор, режиссер, милиционер, фармацевт, солист, маляр, синоптик.) 10 баллов. «От меня зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». (дирижер) 15 баллов. Чем занимается провизор? (готовит лекарство) 20 баллов. «Молоток стук-постук – торчит в стене сук, постучу опять – будет не видать». (гвоздь)

  • ИСКУССТВО

5 баллов. Назовите профессию человека, написавшего эти строки? (поэт) Мы на закате с поля возвращались, Ядреным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась По-за плечом рубашка на граблях. 10 баллов. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически? (парикмахер) 15 баллов. «В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист. должен знать он очень много, потому что он ...» (артист) 20 баллов. Кто был профессионалом одновременно в двух областях: – в литературе и медицине (А.П. Чехов); – в музыке и химии (А.П. Бородин); – в литературе и дипломатии (А.С. Грибоедов)?

  • ОРУДИЯ ТРУДА

5 баллов. Кто первый – мужчины или женщины – начал вязать на спицах? (мужчины) 10 баллов. Орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача? (Ложка – музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.) 15 баллов. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее шести ремесел, которыми он владел. (Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.) 20 баллов. Кто на все руки мастер? (перчаточник) Команда, набравшая наибольшее число баллов, награждается символическими призами.

Творческие работы

Рекомендации к восьмым занятиям

Продолжением экскурсий и встреч с профессионалами могут стать творческие работы детей по затронувшим их темам в виде сочинений, альбомов, презентаций.

ШЕСТОЙ КЛАСС

В основе примерного сценария этого занятия в 6 классе лежат идеи, предложенные психологом Викторией Петелиной (Протвино).

Упражнение «Сверхъестественные способности»

Инструкция к упражнению. Представьте, что у вас есть возможность получить одну из пяти сверхъестественных способностей:

  1. летать, 2. путешествовать во времени, 3. быть невидимым, 4. принимать обличье других людей, животных, вещей, 5. читать чужие мысли. Если вы выбрали...

...СПОСОБНОСТЬ ЛЕТАТЬ – то, вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без излишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе над глобальными проектами, способными изменить мир.

...СПОСОБНОСТЬ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЕНИ – то, возможно, вас интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам, должно быть, очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.

...СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ НЕВИДИМЫМ – то, наверное, вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете смотреть в корень проблемы и видеть суть дела. Может быть, вы способны видеть решение таких задач, о которых другие и не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.

...СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ОБЛИК ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И ВЕЩЕЙ – то, возможно, вы человек, который легко вписывается в любую ситуация, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению – качество, необходимое людям искусства: писателям, актерам.

...СПОСОБНОСТЬ ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ МЫСЛИ – то, наверное, вы угадываете, что думают другие. Может быть, вы способны увидеть, что на самом деле стоит за словами. Обратите внимание на профессии юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие люди.

Представьте, что вы обладаете одной из этих необычных способностей. Напишите рассказ о том, как вы распорядитесь этими способностями.

Мотивы выбора

Все, чем вы интересуетесь, каждый ваш выбор сообщает что-либо о вас самих. На самом деле ничего сверхъестественного в этих способностях нет. Вы можете стать невидимыми для окружающих, если будете вести себя тихо и незаметно, внимательно присматриваясь ко всему, что происходит вокруг вас. Вы сможете читать чужие мысли, если будете с интересом, вниманием и сочувствием выслушивать собеседника. Ваша настойчивость и пробивные способности помогут вам проникать сквозь стены. Ваше воображение поможет вам совершать путешествия во времени и пространстве. Способность к перевоплощению поможет вам принимать облик других людей. И чувство полета тоже можно испытать, если достичь вершин в деле, которым вы занимаетесь. Не стоит воспринимать эту интерпретацию как руководство к действию – скорее это возможность осознать некоторые мотивы, лежащие в основе наших выборов. Подумайте, как воплотить в реальность эти сверхъестественные способности. Более интересное и сложное продолжение этой методики – разговор о мотивах выбора. Ответ самому себе на вопрос «Зачем мне это надо?» при тактичной помощи взрослого может вывести ребят на тему смыслов и ценностей в нашей жизни. Похожее упражнение приводится в недавно вышедшей в издательстве «Генезис» книге К. Фопеля.

Упражнение «Новые волшебники»

Ученики объединяются в группы по 3–5 человек и в течение 20 минут работают со списком, который приводится ниже. Список «новых волшебников»

  1. Профессор Дориан де Аль – знаменитый пластический хирург. Он может создать вам любой образ, используя новейшую обезболивающую технику. При помощи особых препаратов он сможет надолго изменить вес и строение тела. Он поможет вам реализовать ваши идеалы красоты.
  2. Почетный доктор Б. Руф – эксперт по части профессионального образования и работы. Он поможет вам поступить в учебное заведение или получить рабочее место. Кроме того, он может освободить вас от военной или гражданской службы, если вы того желаете.
  3. Шейх Мету Салем – восточный специалист по продлению жизни до 150 лет. Он может замедлить ваш процесс старения, так чтобы в 60 лет вы себя чувствовали как в 20. 4. Профессор и доктор Лекс Кон – эксперт в области незаурядного интеллекта. Путем тренировок разума он поднимет ваш коэффициент интеллектуального развития на 250 пунктов. И этот уровень останется с вами на протяжении всей жизни.
  4. Б. Герт – эксперт в области дружбы. Он поможет вам стать уверенными в том, что у вас всегда будут друзья, которые вам подходят. Вам станет легче сближаться с другими людьми, и они ответят вам тем же.
  5. Милли О. Нер – специалистка по доходам. Она гарантированно поможет вам приобрести высокие доходы, недвижимость и акции. Никогда в своей жизни вы не будете беспокоиться о деньгах.
  6. Свободная дама Беата Фон Ус и Дон Жуан – эксперты по части сексуальных связей и чувственных наслаждений. Они гарантируют вам, что вы станете идеальным любовником (или идеальной любовницей), так как вы будете получать удовольствие от секса и доставлять другим такую же радость.
  7. Дипломированный психолог М. Пати – специалист по отношениям между родителями и детьми. Он гарантирует вам, что у вас больше никогда не будет проблем с родителями. Они будут спокойно воспринимать ваши оценки и образ жизни. Они не будут вас контролировать и критиковать.
  8. Доктор Тай Джин Сенг – дальневосточный эксперт в области самообороны. Он даст вам крепкое здоровье и защиту от покушений и несчастных случаев на протяжении всей вашей жизни.
  9. Дипломированный педагог Л. М. А. Аш – специалистка по вопросам авторитета. Она может вам гарантировать, что действующая власть вас никогда не побеспокоит. Она избавит вас от любых видов контроля – таких, как учителя, полиция, правительство и так далее.
  10. Генерал Владимир Буш – эксперт в области власти и влияния. Он продемонстрирует вам искусство вести за собой людей и подниматься на вершину. Люди вокруг будут смотреть на вас снизу вверх и любоваться вами.
  11. Цуцу Най Гунг – специалистка по любовным отношениям. Она поможет вам добиться любви любого человека, который вам нужен, и вы никогда не останетесь в одиночестве. Ваша жизнь будет наполнена любовью.
  12. Профессор Отто О. Ракел – эксперт по вопросам будущего и прогнозам. Он ответит на все ваши вопросы и обучит вас искусству предсказания.
  13. Доктор Анна Литика – специалистка по душевным состояниям человека. Она поможет вам в самопознании, самоуважении и уверенности в себе. Вы будете знать, кто вы и что вы можете.
  14. Мо. Раль и Со. Знание – команда специалистов по ответственному образу жизни. С их помощью вы узнаете, что вы хотите делать для себя и других. Они покажут вам, как вы можете позаботиться о себе, не впадая в одержимость собственной персоной. Вы сможете уступать другим.

Задания группам

а) Для начала выберите пять волшебников, чья помощь важна для вас лично, отметьте их в крестиком.

б) Когда вы это сделаете, выберите пять волшебников, чья помощь вам нужна в меньшей степени, отметьте их галочкой.

в) Обсудите друг с другом ваш выбор и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  • что объединяет пятерых выбранных вами волшебников? Какие жизненные цели лежат в основе вашего выбора? есть ли в вашей группе такие жизненные цели, которые выпадают из принятых категорий?

(Примечание. Вы можете сократить число волшебников, поменять их имена и специализацию. Главное, чтобы за интригующим сюжетом вы и ваши ученики не потеряли его суть – поиск ребятами смысла своей будущей профессиональной деятельности.) г) Теперь сконцентрируйтесь на том волшебнике, который кажется вам самым важным, и постарайтесь ответить на вопрос:

  • что вы можете самостоятельно сделать из того, что мог бы сделать для вас этот волшебник?

На все три задания дается еще 15 минут.

Подведение итогов

  • Понравилось ли мне это упражнение? Когда мне было наиболее интересно? О чем я думаю сейчас?

КОНСТРУКТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ Девятый урок в 6 классе

Цели урока: повторение темы «Классификация профессий»; формирование представления о требованиях профессий группы «Человек – техника»; оценка потенциальных способностей к технике и конструированию.

  • Вспомните, на какие группы делятся профессии по классификации Е.А. Климова? (См. №3, стр. 43. – Прим. ред.)
  • Назовите профессии, относящиеся к технике.
  • Какими особенностями должны обладать люди, выбирающие эти профессии? Определите, относятся ли к вам следующие характеристики.
  1. Интересуется самыми разными механизмами и машинами. 2. Старается самостоятельно понять причины неисправностей механизмов или приборов. 3. Пробует чинить неисправные приборы и механизмы, использует старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения. 4. Любит и умеет рисовать, может читать чертежи и схемы. 5. Интересуется специальной технической литературой.

Если вы ответили «да» на 4–5 вопросов, значит, у вас есть интерес к техническому творчеству. Но одного интереса недостаточно – необходимо наличие способностей, которые нужны во многих практических профессиях, где предмет труда – техника.

Тест «Определение технических способностей»

Данный тест – фрагмент «Теста механической понятливости» Беннета. В тесте предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Нужно внимательно рассмотреть рисунок, прочитать вопрос к нему и отметить один из трех вариантов решений. (Табл.1)

Если тот или иной ученик легко справился с этими задачами, значит, у него есть способности к практической работе с техникой.

Однако для того, чтобы стать хорошим инженером, конструктором, исследователем, важно иметь конструкторские способности, творческое воображение, интуицию.

Таблица 1

 

«Ничего не трогайте, Ватсон!»

Александр Белл был специалистом в области акустики и ораторского искусства в школе для глухонемых. В электротехнике он ничего не понимал. Создать телефон ему помогли знание акустики и случай.

Летом 1875 года Белл со своим другом Ватсоном налаживали музыкальный аппарат. У Ватсона, работающего на передающем аппарате, что-то не ладилось. Биографы Белла пишут, что Ватсон громко сказал, что он думает об этом аппарате. Только в неисправном аппарате тонкий слух Белла мог уловить прерывистые сигналы, преобразуемые в речь: в исправном аппарате эти сигналы заглушались. Еще не понимая, что произошло, обычно интеллигентный и выдержанный Белл заорал: «Ничего не трогайте, Ватсон!» Прибежал в соседнюю комнату и полез в аппарат. Потом схватил лист бумаги и быстро набросал эскиз…

Через год посетители Филадельфийской Всемирной выставки услышали из трубки первого в мире телефона монолог Гамлета «Быть или не быть» в исполнении потомственного оратора и удачливого изобретателя Александра Белла. (По кн. В.И. Речицкого «Профессия – изобретатель»)

Гимнастика для ума

Проверьте свои способности, решив следующие задачи.

Примечание. Эти задачи ученикам лучше решать в парах или микрогруппах (например, вчетвером). Здесь важен не столько результат, сколько процесс совместного поиска решения. 1. Вам надо повалить каменную стенку длиной в 20 м, высотой в 3 м и весом в 3 тонны. Как выполнить эту задачу, не имея под рукой никаких инструментов? 2. На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Переместите четыре спички, чтобы получить: а) 1 квадрат и 4 треугольника;

б) 2 квадрата и 4 треугольника.

 

  1. Говорят, что трехногий стол никогда не качается. Верно ли это?
  2. Города А и Б находятся на расстоянии 300 км друг от друга. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выезжают два велосипедиста со скоростью 50 км/ч. Вместе с первым велосипедистом из города А со скоростью 100 км/ч вылетает муха. Она обгоняет велосипедиста, встречает велосипедиста, выехавшего из города Б, и поворачивает обратно. Долетев до велосипедиста из города А, она разворачивается и летит навстречу велосипедисту из города Б. И так до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Только тогда муха успокоилась и села одному из велосипедистов на плечо. Сколько километров пролетела муха?
  3. Двое заспорили о содержимом бочки. Один говорил, что воды в бочке больше половины, а другой – что меньше. Как без всяких подручных средств решить, кто прав?

Ответы. 1. Легко посчитать, что толщина такой стены всего 2 см. Ее легко повалить рукой. 2. Решение этой задачи требует нестандартного подхода:

а) надо поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду;

б) надо переложить крайние спички внутрь квадрата.

  1. Верно. Даже если все ножки разной длины, каждая из них будет касаться пола, потому что через три точки пространства проходит только одна плоскость. Поэтому штативы геодезических приборов, фотоаппаратов, видеокамер имеют три ножки. 4. Муха пролетела 300 км. Важно, как вы пришли к этому решению – путем сложных вычислений или вам достаточно было знать скорость полета мухи (100 км/ч) и время ее полета (3 часа).
  2. Эта геометрическая задача имеет очень красивое и практичное решение. Нужно наклонить бочку так, чтобы уровень воды совпал с ее краем. Если воды больше половины, верхняя часть дна окажется под водой. Если меньше половины – часть дна будет выступать из воды, так как плоскость (поверхность воды), проведенная через противоположные точки верхней и нижней окружностей бочки, делит ее на две равные части. Оцените, насколько у вас сформированы способности к технике и конструированию. Эти способности, как и другие, развиваются в действии – чем больше вы узнаете о технике, тем больше ее понимаете, тем легче справляетесь с подобными заданиями (их подобрать помогут кн.: Я.Перельман, А.Студенцова, Л.Успенский «Пять минут на размышления», М., 1950; Г.Резапкина «Я и моя профессия», М., 2004).

КРУГ ЧТЕНИЯ Деcятый урок в 5–6 классах

Герои книг Е. Пермяка – мастера своего дела, которым посчастливилось найти «тайны цены» человеческого труда.

Сказка «Самоходные лапти» (дана в сокращении)

Были у отца три сына. Пришло время им делом заняться. – Я по городам пойду ремесло искать, – говорит старший, – за которое больше платят, то мое и будет. – А я, – говорит средний, – стану по базарам ходкий товар высматривать. Что лучше идет, то и делать буду. До младшего очередь дошла. – Хотелось бы мне, тятенька, научиться лапти плести. Всегда в спросе. Засмеялись братья: – В спросе, да цена-то за тот спрос с воробьиный нос. Разошлись братья. Идет старший по городам, слушает, о чем мастера беседуют. – Я сто одну деньгу зарабатываю, – хвалится каменщик. Старший сын услышал и говорит: – Возьми меня в ученики. – Возьму, – говорит каменщик, – если ты ремесло ниже денег ставить не станешь. Второй сын идет по базару, видит – дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок хвалится: – Мошна у меня, как дуга, туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой. Услышал это средний сын и решил дуги гнуть. А младший лыка надрал и плетет себе лапоть за лаптем. Один с косиной, другой со слабиной, третий – в руки взять совестно. Неделя проходит, другая начинается. Полная баня лаптей, а обуться не во что. На пятую неделю от лаптей тесно стало. Привез мастер свои лапти на базар и свалил их в кучу. – Почем, парень, лапти? – спрашивает народ. – По совести. – По какой такой совести? – Совесть скажет, сколько заплатить надо. А если промолчит – даром носи. Много народа налетело на даровые лапти. Живо разобрали. Кто грош, кто полушку кинет, а другой еще приплату просит. Делать нечего, приплачивает мастер, а сам смотрит, какие лапти складнее на ногах сидят, за какие приплаты не просят, а деньги дают. Вернулся домой – ни лаптей, ни денег. – Ты что, мил сын, больно весел? Аль выручку большую привез? – Не выручку, тятя, а выучку. Выучка дороже всего. И пошел лыко драть. А старший брат камни кладет, торопится, средний дуги гнет, поспешает. Прошло время. – Ну, милые мои сыны, – говорит отец, – сказывайте, как ремеслами промышляете. – Я каменным ремеслом занялся. Сто одну деньгу заработаю. – У меня, тятенька, мошна будет как дуга туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой. Дошла очередь до младшего: – Моя работа вся на виду. Базар цену скажет. Погостили сыны у отца и торговать собрались. А младший и говорит им: – Братцы, не захватите ли вы и мою работу? Вдруг грош с полушкой выручите, и то нам с тятенькой деньги. – Если по паре лаптей дашь – свезем. Приехал старший брат в город деньги получать, а его стены на все лады ругают. Кинулся он к каменщику, а тот посмеивается: – Разве я тебя, торопыгу, учил ремесло ниже денег ставить? Продал он лапти да домой поворотил. Средний на базаре лапти продал, а дуги на базаре оставил – их даром не берут. По дороге нагнал средний брат старичка-дуговичка и спрашивает: – Почему у тебя дуги идут, а у меня лежат? – Потому, – говорит старик, – что у тебя дуги простые, а у меня самоходные. – Какие такие самоходные? – стал добиваться средний брат. А старик только посмеивается. Опять отец спрашивает братьев, как они ремеслами промышляли. Старший сказывает: – Обмануло меня каменное ремесло. Займусь деревянным. – И я другое ремесло нашел, – сказал средний. – Много ли на дуге выгнешь? Горшки лепить буду. – Ну, а ты, меньшой, что скажешь? – спросил отец. – За меня братья скажут. Они лапти продавали. – За твои лапти по загривку надавали. Еле ноги унесли. Ты ремесло ниже денег ставишь. И к тому же лапти твои простые, а не самоходные. Задумался младший брат и еще злее за работу принялся. И братья своим делом занялись. Один доски пилит, другой горшки лепит. Пришло время на базар ехать. Опять младший просит его товар испытать. Братья товар расставили, народ зазывают: – А вот, горшки, плошки! Кому тес, бруски, доски! А про лапти ни слова. Потому как их они до базара не довезли, по дороге продали. Чуть не все в новых лаптях ходят да похваливают, до чего хороши! А от горшков с тесом нос воротят. Из милости доски на дрова взяли, а горшками с плошками дорогу вымостили. Приехали братья с обновками да с гостинцами, на лапотные деньги купленными: – Ах, как доски да горшки ходко шли! Ну и лапти кое-какие продали. Вот тебе, братец, полтинник с денежкой. – Ну, теперь я, братцы, самоходные лапти плести начну, которые вперед денег ходят. Опять пришло время на базар ехать. Горшки и доски на воз погрузили, а под лапти три подводы наняли. – Давай, братец, услужим тебе. Может, два полтинника да две денежки привезем. – Нет. Не хочу я больше срамить вас своей лапотной работой. Зарок я дал самоходные лапти сплести. Такие, которые вперед денег сами идут. Делать нечего, поехали братья на базар с одними кривыми горшками да с косыми досками. По дешевке продали. Тут подошел к ним старичок-дуговичок и говорит: – Вы бы, братцы, лучше лапотки привезли. Тут народ ну расспрашивать, почему лаптей нет. Братья отнекиваются, околесицу плетут... Народ видит, что братья темнят, давай допрос чинить. Братья еле ноги унесли. Приехали домой, а следом весь базар к бане подъехал. Старые люди шапки ломают, мужики спины гнут, младшего брата уговаривают лаптями оделить. А младший хоть и оробел, а свое гнет: – Я зарок дал самоходные лапти сплести, а до той поры из бани не выходить. Тут старичок-дуговичок выходит вперед и говорит: – Твои лапти давно самоходными стали. Сами идут. И на базар их возить не надо. – Тогда другое дело, – сказал мастер и стал из бани лапти выкидывать. Народ полную котомку денег навалил, не подымешь. Братья стоят ни живы ни мертвы, отцу глянуть в глаза боятся. Тогда старичок-дуговичок и говорит среднему брату: – Не одни дуги самоходными гнутся. И лапти такими плетутся, и доски такими пилятся, и горшки лепятся. Задумались братья. Много ли, мало ли дней прошло, только стал пилить старший брат самоходные доски, а средний самоходные горшки обжигать.

«Поле чудес»

В старину люди думали, что весь мир держится на трех слонах или китах. Для профессионального мастерства такими «слонами» можно считать три качества, о которых говорится в этой сказке. Угадайте их! На доске пишутся первые и последние буквы слов «терпение», «трудолюбие», «требовательность».

 

Ученики должны отгадать, что это за слова. Если есть затруднения, можно открыть одну или несколько букв, как в «Поле чудес». Информация, добытая таким способом, усваивается легче и прочнее, чем поданная в готовом виде. Этот прием эффективен на всех уроках.

Задания микрогруппам (3–6 человек)

• Приведите из сказки примеры трудолюбия, терпения и требовательности младшего брата к себе. Есть ли эти качества у его старших братьев? • Чем привлекает ремесло старших братьев? Почему у них получаются плохие стены, дуги, доски и горшки? • Что главное в работе младшего брата? Почему его товар не нуждался в рекламе? • Почему ремесло должно быть выше денег? Что мешало старшим братьям стать мастерами своего дела? • Вспомните вместе с ребятами пословицы о труде. Какие из них могли бы стать эпиграфами к этой сказке? (За много дел не берись, а в одном отличись. Душу вложишь – все сможешь. По работе и плата, по товару и цена. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.) • Подумайте, откуда берутся пословицы типа «Работа не волк – в лес не убежит»? Что это – ирония или выражение другого отношения к труду? • Разыграйте по ролям какую-нибудь сценку из сказки, а остальные группы пусть догадаются, какую.

Увлекательным дополнением к этому уроку может стать мультфильм «Золотой гвоздь», созданный по мотивам сказок Е.А. Пермяка.

ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ Одиннадцатый урок в 6 классе

Цели урока: осознание важности настоящего; принятие ответственности за последствия своих решений; возможность моделировать.

Материалы для урока: большие листы бумаги, фломастеры, ножницы, газеты и журналы; рабочие листки «Жизнь и время», «Пять лет спустя».

У каждого из нас есть счет в банке. Каждое утро этот банк начисляет каждому человеку в мире одну и ту же сумму. Этот банк не хранит денег и не позволяет переводить их на другие счета. Каждый день открывается новый счет. Каждую ночь аннулируется остаток за день, поэтому неиспользованное теряется безвозвратно. Как называется этот банк? Имя этому банку – Время, а начисляются нам ежедневно часы, минуты и секунды. И только от нас зависит, как мы распорядимся полученным богатством. Вопрос классу.

  • Назовите книги и фильмы, герои которых перемещаются во времени. Хотели бы вы отправиться в путешествие во времени? Где бы вы хотели побывать – в прошлом или будущем?

В зависимости от высказываний учеников тема может развиваться в разных направлениях.

Путешествие в прошлое

Предложите ученикам объединиться в три команды (проще это сделать, сдвинув две парты каждого ряда, – вокруг них вполне умещается 8–10 человек). Задания командам.

  1. Выберите эпоху, в которую хотели бы отправиться, и решите, с какой целью вы туда переноситесь. Целей может быть несколько, главное, чтобы их разделяли все члены команды (3 минуты). (Учитель должен жестко ограничивать время и следить за ним, иначе обсуждения могут слишком затянуться.)
  2. Вы можете взять с собой из настоящего три любых предмета. Сообща решите, что это за предметы (3 минуты).
  3. Через 10 минут каждая команда должна представить наглядный отчет, в котором будет подробно изложено, где она побывала, чем занималась и с каким успехом. Для отчета ребятам могут понадобиться большие листы бумаги, фломастеры, газеты и журналы. По истечении времени представители каждой команды рассказывают классу, как прошло их путешествие.

Жизнь и время (по Симонсу)

Инструкция. Представьте себе, что вся ваша жизнь – это 12 часов. Сколько сейчас времени на часах вашей жизни? Подумайте, прежде чем нарисуете большие и маленькие стрелки на своих часах (пусть ученики заранее вырежут из бумаги круги). Подумайте, что это время для вас означает, как выглядит ваша жизнь на данном временном отрезке. Желающие могут высказаться. Примечание. Ребята будут приятно удивлены, если вы тоже выполните это упражнение и будете готовы показать им свои часы.

Работа в парах. У каждой пары на столе листок «Жизнь и время» с заданием. Закончите следующие предложения.

Уже слишком поздно для того, чтобы _________________ Еще слишком рано для того, чтобы ___________________ Это подходящее время для того, чтобы _________________ Мне нужно время для того, чтобы ___________________ В ______часов я ожидаю, что _____________________ Будильник поставлен на ________ часов. Это означает _____________________

Инструкция. Обсудите свои записи с соседом по парте. Поделитесь впечатлениями. Сравните, какое время на часах вы себе определили и что вы чувствовали при этом (3 минуты). Вопросы для обсуждения.

  • Приходилось ли вам слышать такие выражения, как «время – деньги», «поспешишь – людей насмешишь», «кто не успел, тот опоздал»? · Как вы рассчитываете свое время? · Возникает ли у вас чувство, будто его слишком мало (или слишком много)? · Что бы я делал, если бы мог жить вечно?

«Десять лет спустя» (по Московитцу)

Инструкция. Мы бываем так заняты событиями сегодняшнего дня, что мало думаем о будущем или планируем его. Иногда нам кажется, что будущее так далеко, что мы не можем даже представить себе, как оно выглядит. У вас сейчас будет возможность поразмышлять над ближайшими пятью годами своей жизни и расписать то, как бы вы хотели жить.

В течение 15 минут каждый работает с листком «Десять лет спустя». · Представьте себе, что вы стали старше на 10 лет. Как должна выглядеть ваша жизнь? · Где вы хотите жить? · Как вы хотите проводить большую часть своего времени? · Сколько денег вы хотите зарабатывать? · Кого вы хотите видеть рядом с собой? · Чем вы будете заниматься в обычные дни? · Чем вы будете заниматься для собственного удовольствия? · От чего вы будете зависеть в вашей жизни? · Что будет наиболее важным в вашей жизни? · В чем будет заключаться главное отличие от вашей сегодняшней жизни? · В чем будет заключаться главная цель?

Работа в парах (8 мин.). Расскажите своему соседу по парте о том, какой вы хотите видеть свою жизнь через 5 лет, и постарайтесь найти ответ на вопрос, что сегодня надо сделать, для того чтобы в будущем эти желания исполнились. Вопросы для обсуждения в классе.

  • Часто ли вы думаете над своим будущим? · Знаете ли вы людей, которые сейчас живут так, как вам хотелось бы жить через пять лет? · Знаете ли вы, как им это удалось? · Насколько высоко вы оцениваете вероятность достижения своих целей?