ПЕРВЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ:
УСПЕХ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
Приравняй свои притязания к нулю-
и целый мир будет у ног твоих.
Т. Карлейль
Цели урока: установление контакта с учениками; создание в классе атмосферы тепла и доверия; информирование учеников о новом курсе (его возможностях и особенностях); принятие правил поведения на уроках; развитие потребности в самопознании; знакомство с понятиями «самооценка», «уровень притязаний».
Материалы к уроку: бланки к упражнению «Уровень притязаний»; первое упражнение лучше выполнять на их оборотной стороне. После урока подписанные листочки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора.
Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
успех/уровень притязаний = самооценка
где самооценка - это способность человека оценивать самого себя,
уровень притязаний - цели, которые человек ставит перед собой.
Уровень притязаний может быть реалистичным, то есть соответствующим способностям человека, или нереалистичным (заниженным или завышенным).
•Как вы понимаете эту формулу?
•Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?
•Выведите из этой формулы значение успеха.
Упражнение «Успех - это...»
В течение трех минут по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Человек живет в гармонии с собой и миром, если уровень его притязаний соответствует его достижениям, его успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.
• Можно ли говорить об успехе по-американски, по-европейски и по-русски?
Вот как отвечает на этот вопрос князь Петр Дмитриевич Голицын:
«Понятие успеха универсально во всем мире. Успех - это достижение оптимального метода организации своей жизни как в личном, так и в деловом плане. Но внешне он различается в разных местах. В Америке, например, человек, достигший успеха, любит его демонстрировать, покупая себе большие дома и большие автомобили. В Европе люди ведут себя более скромно. В России насаждается американский образ успешного человека: «шестисотый мерседес» и два ' черных джипа охраны, которые его сопровождают. Но все это внешние детали. Успех - это мера добра и зла, которое я совершаю в этой жизни. Когда мои дед и бабушка перед революцией 1917 года уехали из России, у них ничего не было, потому что они думали, что через две недели вернутся назад. А эти две недели растянулись на восемьдесят лет! Мой дед, например, стал в эмиграции первым секретарем русской зарубежной церкви. Мой отец работал инженером, и настолько хорошо работал, что его работу до сих пор ценят на трех материках. Вот настоящий успех».
Успех - от слова «успеть». Главное - куда и зачем. Человек успел на самолет, а самолет разбился. Один хочет успеть получить орден или должность, другой - вырастить детей, третий - закончить свою работу.
• Спросите своих родителей, что для них значит успех.
Упражнение «Уровень притязаний»
Прочитайте следующие утверждения. Если вы согласны, поставьте рядом плюс, если не согласны - поставьте минус.
1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.
2.Вы считаете, что командовать, руководить легче, чем подчиняться.
3.По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны.
4.Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда стремитесь сделать его по-своему.
5.Вы всегда и везде стремитесь быть первым.
6.Если бы вы занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором.
7.Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники.
8.В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие.
9.Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание не осуществимо.
10. Если бы вам пришлось заново начать жить, вы бы достигли гораздо большего.
Чем больше у вас положительных ответов, тем выше уровень притязаний. Осталось определить, что для вас является успехом и наметить пути его достижения.
Уровень притязаний личности - то стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не соответствует их способностям и возможностям.
Как остроумно заметил У. Джеймс, «никто бы из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, великим силачом, богачом, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, исследователем Африки и модным поэтом. Но это решительно невозможно».
Авторские комментарии к первым занятиям в 5-7 классах
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя»:
Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект. (В. Сатир «Как строить себя и свою семью». М., 1992, стр. 18).
Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет и, возможно, еще раньше. Но именно в школьном возрасте она приобретает определяющее значение. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно ставят школьника в ситуацию, когда он должен оценить свои умения или личностные качества.
Уровни самооценки
В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную (реалистичную) самооценки. Психологи обычно говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. Не углубляясь в тонкости терминологии, отметим, что эти подходы дополняют друг друга.
Самым благоприятным является сочетание реалистичной самооценки и позитивного самовосприятия.
Дети с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием обычно испытывают трудности социальной адаптации. Этим детям особенно нужна психолого-педагогическая поддержка, о важности которой в последние годы не писал только ленивый. Между тем психологическая поддержка является очень сложным и тонким инструментом, неумелое применения которого может принести больше вреда, чем пользы. Вот что писал поэтому поводу Р. Берне:
Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокуюдолжность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой».
Не существует практически такого действия,. которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Не важно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения, - ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я - концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Завышенный уровень характеризуется высокой физической и познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом избегания неуспеха.
Дети, имеющие реалистичную самооценку и позитивное самовосприятие, активны, доброжелательны, их интересы разнообразны, они критичны к себе и терпимы к другим, самостоятельны. Они уверены в том, что могут добиться успеха в учебной деятельности. Эта уверенность основана на правильной самооценке своих возможностей. К сожалению, этот вариант встречается не так часто, как всем бы хотелось.
Самооценка и процесс познания
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, поэтому самооценка ребенка прямо связана с его успехами в учении. Привычка к определенному положению в классном коллективе накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Лидерами в начальной школе оказываются те ребята, которые лучше учатся. Со сменой ведущей деятельности в подростковом возрасте изменятся оценки и самооценки учащихся. Самооценка является основой внутренней мотивации и тесно связана с процессом познания. Ученики включаются в общественно значимую деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и саморегуляции в ходе этой деятельности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты присланных из школы письменных тестов одного двоечника, некоего Генри Карсона. Из-за сбоя в программе Гарри оказался не на последнем месте, а на первом. Удивленные и смущенные учителя начинают воспринимать Гарри как самого способного ученика. Гарри быстро входит в новую для себя роль отличника и начинает стремительно расти не только в интеллектуальном, но и личностном смысле, став впоследствии одним из выдающихся представителей своего поколения (X. Лоури, «Мышь и Генри Карсон»)
Этот юмористический рассказ, написанный сорок лет назад, заставляет задуматься не только о том, как сказывается наше отношение к ученикам на их судьбах, но и о том, насколько можно доверять тестам.
Развитие самосознания человека определяется потребностью найти ответы на главные для него вопросы: «Кто я? Какой я?» Поэтому уроки самоопределения в каждом классе целесообразно начать
с темы самооценки. Крайне важно с первого урока установить контакт с классом, рассказать о целях, задачах и специфике занятий, обговорить и принять особые правила поведения, которые помогут вам более эффективно вести занятия. Во время этих занятий будут затронуты глубоко личные вопросы, поэтому учителю важно воздержаться от своих оценок и комментариев.
Самооценка и уровень притязаний
Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Когда американский психолог У. Джеймс (1848-1910) определил самооценку с помощью своей формулы САМООЦЕНКА = успех/притязания, он указал на два пути повышения самооценки.
Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. Как тонко заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно оттого, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не являются для нас значимыми жизненными ориентирами, и поэтому не особенно важны для нашей самооценки. Каждый волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учеником, карлик не может считать себя великаном, слабый - сильным и т. д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.
Людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего Я, однако ограниченность способностей человека, его существование в пространстве и во времени существенно сужают наш выбор. Когда выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если нет. Любой выбор - это самоограничение.
В последние годы наблюдается стабильный рост уровня притязаний молодежи на фоне снижения уровня интеллекта, основных психических функций, трудовой мотивации и т. д. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Разговор о самооценке и уровне притязаний дает возможность выйти на очень важную в контексте всего курса тему. В настоящее время в обществе насаждается одностороннее понимание жизненного успеха. Данный блок занятий дает возможность расширить представления детей о том, что такое успех, отойдя от примитивного и одномерного представления, культивируемого СМИ, и приглашая учеников задуматься о личном смысле успеха. В ходе грамотно проведенных занятий может произойти мягкая коррекция самооценки и уровня притязаний учеников с учетом расширения представлений о своих возможностях и ограничениях.
ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ.
Третий урок в 7 классе
Цели урока: развитие представлений о здоровье; определение психоэмоционального благополучия с помощью анкеты здоровья; формирование полезных привычек.
Несмотря на то что здоровый образ жизни стал настоящим культом, больных людей становится все больше. Сто лет назад отец Иоанн Кронштадтский писал: «Сколько мы ни хлопочем о нашем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все, в конце концов, подвергаемся болезням и тлению».
Связь телесного и духовного здоровья была известна еще античным мыслителям: «Mens sana in corpora sana» - «Здоровый дух в здоровом теле».
Разные определения
Пусть на перемене ученики заранее напишут на доске следующие определения:
Здоровье - гармония противостоящих сил. (Актеон)
Здоровье - правильное взаимоотношение психических сил. (Цицерон)
Здоровье - полное удовлетворение всех потребностей. (Эпикур)
Здоровье - свободное развитие врожденного влечения к добру. (Груле)
Здоровье - естественная возможность выполнить человеческое предназначение. (Вайцзеккер)
• Какое из этих определений вам кажется более правильным? Пусть каждая команда после обсуждения предложит свое определение здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия. К этому необходимо добавить еще и благополучие духовное. Известный психолог Ю.М. Орлов установил связь между мышлением и здоровьем.
Мышление может быть патогенным, то есть порождающим болезни, и саногенным, то есть оздоравливающим. Саногенное мышление уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, предотвращая заболевания.
Но здоровье само по себе не может быть целью и смыслом жизни человека, это только средство, инструмент для решения задач более высоких уровней.
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.
Потребность в труде для здорового человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье. Немецкие медики обратили внимание, что декабрьская эпидемия гриппа не затрагивает почтальонов. Как вы думаете, почему? Им некогда болеть: накануне католического Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.
Тест «Мое здоровье»
Примечание. Помните, что подобное анкетирование (где есть много вопросов интимною характера) может проводиться только с согласия учеников и обязательно анонимно. Ни в коем случае не требуйте у учеников ознакомиться с заполненными анкетами и тем более показать их родителям. Эта информация - конфиденциальная, предназначенная только для того, кто заполняет анкету. Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.
1. Утром мне трудно вставать во время, я не чувствую себя бодрым.
2.Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5.Я часто мерзну.
6.Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7.При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8.Мне бывает не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
—> Чем больше «нет», тем меньше у вас Поводов для беспокойства.
—> Больше половины положительных ответов - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
—> Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию.
Три простых навыка
Поведение человека может быть направлено на саморазрушение или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным.
Вспомните, для чего Маленький принц выпалывал сорняки на своей планете. Вредные привычки, как сорняки, легко укореняются и быстро развиваются. Если вы позволили им прорасти, то с каждым годом вам сложнее будет с ними справиться. Поэтому начинайте немедленно избавляться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и вырабатывать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.
Для начала освойте три простых и совершенно необходимых в жизни навыка. Поупражняйтесь.
1. «Прогулка». Выйдя из дома, попробуйте вернуться ровно через час (допустимое опоздание - две минуты). Это упражнение развивает чувство времени и ответственность.
2. «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до 35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на пять. Тогда через неделю вы должны встать с постели на счет «три». Упражнение освоено, если в течение 3-4 недель подряд вы встаете на счет «три».
3. «Зарядка». Начните зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по минуте, доведите ее до 17 минут. Упражнение освоено, если в течение 3-4 недель вы ежедневно делаете зарядку.
Здоровье - это правильное поведение, хорошие мысли и чистые чувства. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм - больше, чем инструмент. И самое главное - он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье - этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.
Мыслительные способности
Психологическая диагностика, в которой не заложена возможность развития исследуемых функций, бессмысленна, если не безнравственна. Сочетание количественной и качественной диагностики на фоне упражнений и бесед о мышлении позволяет ученикам составить более полное представление о своих способностях, которое может стать стимулом к их дальнейшему развитию. |
Авторские комментарии к третьим занятиям в 5-7 классах
Мышление - это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации и деятельностью, направленной на ее решение.
Тип мышления и профессия
Школьное обучение направлено на развитие конвергентного мышления, при котором ведущая роль отводится коре левого полушария мозга, особенно развитию высших психических функций, связанных с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. Конвергентное мышление необходимо в таких профессиях, как швея-мотористка, слесарь, учитель, военный, оператор ЭВМ, бухгалтер и т.п. Школьные экзамены и так называемые тесты достижений рассчитаны на людей с преобладающим конвергентным мышлением.
Дивергентное мышление
свойственно творческим людям, которые способны образовывать неожиданные комбинации из обычных элементов или находить и устанавливать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. В творчестве ведущая роль отводится правому полушарию, которое обрабатывает информацию глобально, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.
Дивергентное мышление необходимо представителям таких профессий, как модельер, программист, ученый-исследователь, художник и т.п. В исследованиях, проведенных сотрудниками Института психологии РАН, выявлена закономерность: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, к которым относятся практически все тесты интеллекта, поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации. Творчество антиадаптивно - поэтому креативам трудно решать простые интеллектуальные задачи.
Знаменитый математик А. Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Вине, что его посчитали умственно отсталым.
Т. Эдисон в школе славился своей медлительностью. Он вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с этой мыслью». А. Эйнштейн в детстве казался ущербным. Его учитель греческого языка как-то воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься!» Позже Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.
По поводу тестов вообще
Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, также имеют одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей нетворчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.
Совершенно не обязательно требовать от всех творческого отношения к своему делу - чаще всего достаточно быть компетентным и ответственным исполнителем. Творчество неуместно там, где требуется пошаговое выполнение инструкции.
Ученики начинают знакомиться с темой «Мыслительные способности» в шестом классе. Цель занятий - не столько определить уровень сформированности некоторых качеств, сколько дать ребятам возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.
На успешность выполнения тестов интеллекта влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы, поэтому диагностику необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении. Впрочем, это относится к любому уроку.
Тест интеллектуального потенциала
Этот тест (ТИП, автор Ржичан) принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. В рамках наших занятий целесообразно использовать сокращенный вариант, включающий 20 заданий. Методика помогает определить способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от умения логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.
Поскольку работа носит не столько диагностический, сколько развивающий характер, целесообразно провести обработку в классе, зачитав правильные ответы и попросив ребят самостоятельно проверить свои ответы. Узнавая правильный ответ, ребята видят, в чем они ошиблись.
Установлено, что высокие результаты поданному тесту коррелируют с успехами по физике и математике. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты - низкая успеваемость), а также отставание вербального мышления от невербального - признак педагогической запущенности, так как развитие вербального мышления напрямую зависит от условий воспитания и образования. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьника на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую деятельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно-зрительных представлений.
Опросник типа мышления
Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей).
Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное). Хотя методика определяет некоторые особенности мышления, определенные выводы можно получить только в ходе индивидуальной психологической диагностики, проводимой психологом.
Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
«УСПЕХ - РАЗНЫЙ У ВСЕХ»
7 класс (4 занятие)
Эта творческая работа может вывести семиклассников на осознание смысла профессиональной деятельности (а там, глядишь, и человеческой жизни в целом). При всем желании мы не можем за несколько классных часов в год сформировать у наших учеников мировоззрение. Задачу классного руководителя я вижу в том, чтобы показать ученикам модели поведения, отличные от тех, которые сегодня так агрессивно насаждаются.
Показателем здорового климата в классе можно считать откровенный разговор. В частности, разговор о том, как ребята понимают профессиональный успех. Ученики будут откровенны только в том случае, если классный руководитель не будет продавливать свое понимание и даст ученикам возможность послушать не его, а друг друга. Такое «слушание» лучше организовать не в привычной урочной мизансцене: учитель - ученики, а в групповой работе.
Воздержитесь от оценочных комментариев, будьте тактичны и терпеливы к выступающим, особенно если вы не согласны с их пониманием успеха, - пусть за вас говорят другие.
От автора
Я не предлагаю разработок этих занятий, потому что их нет в природе. Если «Уроки самоопределения» вам созвучны и вы решите провести в вашем классе творческое занятие, как бы подводящее итоги полугодию, то вы, конечно, сделаете это каждый по-своему. Присылайте ваши заготовки на адрес газеты! Редакция обязуется их опубликовать.
Еще более ценен для меня любой ваш негативный опыт, хотя я понимаю, что рассказывать о своих неудачах трудно. Но путь к вершине, как известно, лежит не от победы к победе, а от поражения к поражению.
Пишите обо всем, что радует и тревожит вас на «Уроках самоопределения». Будьте моим соавтором!
ТИП БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Пятый урок в 7 классе
Вспомните, на какие группы делятся профессии. Назовите 2–3 профессии из каждой группы.
Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)
Пусть каждый из учеников прочитает нижеследующие высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «—». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми |
|
|
|
|
1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить |
|
1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки |
|
|
|
1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными |
1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить |
|
|
1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами |
|
|
|
|
1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными |
1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
|
|
1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
|
2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности |
|
|
|
2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных |
1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах |
|
|
|
1 |
|
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
|
1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы |
|
|
2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
|
2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
|
2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество |
|
|
|
2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными |
2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме |
|
|
2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь |
|
|
|
|
1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди |
|
1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки |
|
|
1 |
|
|
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
|
2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
|
1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений и животных |
2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов |
|
1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте |
|
|
|
|
1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными |
1 |
|
|
|
|
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику |
|
|
1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
|
1 |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ |
П |
Т |
З |
И |
Ч |
По каждому столбцу ученики подсчитывают алгебраическую (то есть с учетом знаков) сумму. Зачеркнутые цифры не считают. Записывают сумму в строку «Результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий тому или иному ученику тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце (8) говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Ученики записывают три предмета труда, набравшие большее число баллов.
Профессиональные интересы
Методика, которую они только что выполнили, основана на их профессиональных интересах. Интересы различаются по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. • Как вы думаете: можно управлять интересами?
Прочитайте семиклассникам отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» или покажите отрывок из кинофильма. Возможно чтение по ролям. Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование – тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение – блестящая, гениальная мысль. Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вдруг вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. – Что, брат, заставляют работать? Том круто повернулся к нему: – А, это ты, Бен! А я и не заметил. – Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Том посмотрел на него и сказал: – Что ты называешь работой? – А разве это не работа? – Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует... …Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.
- Каким образом Тому удалось убедить ребят, что белить заборы – большая честь и редкое удовольствие?
Итак, чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия: 1) добровольность – цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
2) постепенность – следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
3) положительные эмоции – «усилие на грани приятного» – заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
ПРОФЕССИЯ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ДОЛЖНОСТЬ Шестой урок в 7 классе
Цель: развитие представлений о мире профессий.
Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
– нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);
– щегольские или увеселяющие науки (литература, искусство);
– тщетные и вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).
К сожалению, и в наше время наивные и малообразованные люди пользуется услугами экстрасенсов и астрологов, нанося тем самым непоправимый урон своему здоровью и здоровью близких и материально поддерживая современных шарлатанов.
Вопросы классу
- Какие еще есть виды деятельности, приносящие вред? Почему люди соглашаются заниматься делом, не приносящим пользы?
Примечание. Данная тема очень важна, потому что затрагивает этический аспект любой деятельности. Постарайтесь вызвать учеников на откровенный разговор, не навязывая своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». • Какие современные профессии Татищев назвал бы щегольскими или увеселяющими? Как вы думаете, за 200 лет их стало больше или меньше? Почему?
Примечание. Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия – это: – деятельность, направленная на пользу обществу; – деятельность, требующая профессионального обучения; – деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Упражнение «Найди профессии»
На доске написаны слова: инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург. Ученики должны найти и подчеркнуть слова, обозначающие профессии. Примечания. 1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – это разные специальности одной профессии – учительской.
4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
- Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.) Ученики по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т.д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
Найди правильный ответ
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать о ней как можно больше. Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.
- Логистик – это а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции (правильный ответ); в) организатор конференций и симпозиумов. 2. Веб-дизайнер – это а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов (правильный ответ). 3. Фандрайзер – это а) тот, кто ищет деньги и возможности для организации (правильный ответ); б) лидер фанатов, который организует горячий прием звездам шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации. 4. PR-агент – это а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью (правильный ответ); в) посредник между организациями и людьми. 5. Культуролог – это а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества (правильный ответ); в) предсказатель будущего.
- К каким группам вы бы отнесли эти профессии по классификации Климова и Татищева? • Уточните, кем работают ваши родители. Расспросите о содержании их профессий.
Творческие работы
Рекомендации к восьмым занятиям
Продолжением экскурсий и встреч с профессионалами могут стать творческие работы детей по затронувшим их темам в виде сочинений, альбомов, презентаций.
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Цель творческой работы «Идеальная профессия» в 7 классе заключается в выявлении положительных и отрицательных моментов любой профессии. Мы предлагаем отказаться от разъяснений этой темы. Важно, чтобы ребята учились самостоятельно анализировать и делать выводы. Представление работ может сопровождаться дискуссией, в результате которой может сформулироваться вывод о том, что идеальных профессий, как и идеальных людей, не бывает. Эта тема получает свое развитие в 8 классе в работе «Мечтать не вредно».
МЫСЛИТЕЛЬ ИЛИ ХУДОЖНИК? Девятый урок в 7 классе
Цели урока: развитие представлений о способностях; знакомство с нейрофизиологическими особенностями мыслителей и художников; понятие о видах творческих способностей.
Ученые провели эксперимент, поочередно отключая у испытуемых оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение. Различие между мыслителями и художниками начинается на физиологическом уровне.
По мнению великого русского ученого-физиолога И. Павлова, жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей. У большинства художников (писателей, музыкантов, живописцев, актеров, музыкантов и т.д.) доминирует правое полушарие. Художников захватывает действительность целиком, без всякого дробления, без всякого разъединения. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.
Мыслители же именно дробят действительность и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее по частям и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается. Предложите семиклассникам определить свой тип (лево- или право-полушарник) с помощью нескольких простых тестов.
Тест «Мыслитель или художник?»
Прочитайте данные утверждения и оцените, насколько они точно отражают ваше поведение по десятибалльной шкале – от 1 (совершенно не соответствует) до 10 (соответствует полностью). Обведите нужное число (см. табл.2).
Таблица 2
1. Я не вижу причин для печали |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Мне трудно дается алгебра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7. Мне легко первому начать разговор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8. Я легко запоминаю незнакомые лица |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10. Я не вижу причин для радости |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений. Если первая сумма (Л – левое полушарие) больше чем на 5 превышает вторую (П – правое полушарие), вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером. Если вторая сумма (П) больше чем на 5 превышает первую (Л), вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей можете быть успешны в эстетических видах.
Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие. Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики мыслителя и художника. Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности.
Руки и глаза
Уточнить свою принадлежность к мыслителям или художникам можно с помощью простого теста. 1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху? 2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом? 3. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая? 4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая? Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.
В каждом скрыт талант
Можно определить ведущее полушарие, но просчитать творческие способности с помощью тестов нельзя. Наличие у учеников способностей к литературе, искусству или науке можно выявить по результатам – рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач и т.д. Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
– Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться. – Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты. – Да я пишу… Стихи… – Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку. – Отчего же, совсем легко. Ты попробуй… Собеседником Моцарта был Гете.
- Вы, наверное, слышали выражение «зарыть талант в землю». Как вы его понимаете? Знаете ли вы, откуда взялось это выражение?
Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вашими учениками оказались люди, которые помогут им поверить в свой талант.
КРУГ ЧТЕНИЯ Десятый урок в 7–9 классах
На мой взгляд, «Изограф» В. Лялина относится к тем произведениям, которые не нуждаются в комментариях – после него хочется помолчать. Однако если ребятам захочется высказаться – дайте им эту возможность.
Рассказ «Изограф» (дан в сокращении)
В крестьянской семье Журавлевых случилась беда – ребенок родился без рук и без ног. Родительницу с ребенком из баньки привезли в избу и поместили в углу, отгородив его ситцевой занавеской. Сродники толпились около кровати и подавали советы: – Ты, Манька, тово, титьку ему не давай, – говорил дядя Яким, – он денька два покричит, похрундучит да и окочурится. И тебя развяжет, да и сам в Царствии Небесном будет тебя благодарить. Ты вот сама раскинь умом-то: ведь он вечный захребетник. Один только рот для еды да брюхо. Куда он сгодится такой, разве что цыганам отдать, чтобы на ярмарках за деньги показывали. Но все же через восемь дней младенца принесли в церковь. – Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь. – Эк, какой он гладкий, – ворчал батюшка Василий, – не за что ухватиться. Едва не утопил в купели. Дядя Яким был восприемником. Принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки, он ворчал: – И что это за робенок такой, один только рот. – Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения ястий, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить. А сто лет спустя, в 1963 году, сербский историк живописи Здравко Кайманович в югославском селе Пурачин обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, зубами, крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Государственный архив СССР дал подтверждение. Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. Крестный сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: «Для моего будущего кормильца». И где бы братик и сестра ни ходили, они возили с собой Гришу, который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами. Обучать его грамоте и закону Божию приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать. Дети, обычно безжалостные к юродивым, дурачкам и калекам, никогда не обижали и не дразнили Гришу. Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники. Проталкиваясь с коляской через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Его с коляской ставили на клирос позади большой иконы Димитрия Солунского, и он всю службу по слуху подпевал хору чистым звонким альтом. Барин, князь Тучков, с согласия матери отправил его учиться в Самарскую гимназию. Вместе с ним поехали брат и сестра. Городской попечительский совет снял для всех троих квартиру неподалеку от гимназии, внес плату за обучение, а барин оставил деньги на прожитье. На удивление всем Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, как губернаторского протеже и страшного калеку, но со временем привыкли, присмотрелись и даже полюбили его за веселый нрав, недюжинный ум и способности, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом. Кроме гимназии, Гришу возили в городской кафедральный собор и в иконописную мастерскую Алексея Сексяева. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, Гриша испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему хитрому мастерству тонкой иконной живописи, с самого изначала. Алексей Иванович специально для него поставил отдельный столик у окна, приделал к нему ременную снасть, чтобы пристегивать Гришу к столу, дал ему трехфитильную керосиновую лампу и от потолка на шнурке подвесил стеклянный шар с водой, который отбрасывал на стол от лампы яркий пучок света. Гришу учили наносить на левкас контуры изображения тонкой стальной иглой – графьей… Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Трудно это было поначалу, ой как трудно. Доска должна была лежать на столе плашмя, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц, так что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами… В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образа расходились в народе нарасхват. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил себе просторную мастерскую, подготовил помощников и даже взял на иждивение своего дядю Якима, который к тому времени овдовел и постарел. К 1885 году, в царствование благочестивого Государя Императора Александра, в богатом и хлебном селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы, и Гришу пригласили расписывать стены. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, и все-таки он сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряженной работы и постоянного вглядывания в рисунок почти вплотную испортилось зрение. Пришлось ехать в Самару заказывать очки. Очень беспокоил рот. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы, на языке появились очень болезненные язвочки. Когда он, сидя после работы за столом, не мог есть от боли во рту, сестра, вытирая ладонью слезы и всхлипывая, говорила: – Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш. Наконец через несколько лет храм был расписан, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели и чиновники. Из окрестных деревень собрался принарядившийся народ. Когда начальство вошло во храм и оглядело роспись, то все так и ахнули, пораженные красотой изображений. Примерно через месяц после освящения собора из Самары в Утевку в щегольской коляске, запряженной парой гнедых гладких лошадей, приехал чиновник по особым поручениям при губернаторе с толстым большим конвертом. В конверте было письмо от министра двора Его Императорского Величества с приглашением Григория Журавлева в Санкт-Петербург и с приложением пятисот рублей ассигнациями на дорогу. На вокзале встречали люди с каретой, посланные от графа Строганова, обладателя самой большой коллекции древних русских икон. Карета подкатила к Строгановскому дворцу на Невском проспекте, и приезжих поместили во флигеле для гостей. Кроме того, для Григория была приготовлена иконописная мастерская. Как-то раз к Грише зашел сам граф Строганов и предупредил, что ожидается высокое посещение Государя Императора Александра III и его супруги. Государь сел рядом с Гришей. Напротив села Императрица. Взглянув на Гришу, она сказала Императору по-французски: «Какое у него приятное солдатское лицо». Действительно, на Гришу приятно было смотреть: глаза у него были большие, ясные и кроткие, лицо чистое, обрамленное темной короткой бородкой. Окружавшие Гришу люди засуетились и стали показывать иконы его письма. Императрице особенно приглянулся Богородичный образ – «Млекопитательница», который тут же и был ей подарен. – Ну, а теперь посмотрим, как ты работаешь, – сказал Государь, вставая с дивана. Гришу перенесли в мастерскую, посадили на табурет и пристегнули к столу ремнями. Брат дал ему в зубы кисть. Гриша оглядел свою недоконченную икону, обмакнул кисть в краску, немного отжал ее о край и начал споро писать лик святого. Вскоре его кисть сотворила чудо, и с иконы глянул благостный образ Святителя Николая Чудотворца. – Ну, спасибо, брат, уважил, – сказал Император и, отстегнув золотые карманные часы с репетицией, положил их на столик рядом с Гришей. Затем обнял его и поцеловал в голову. На следующий день из Канцелярии принесли указ о назначении Грише пенсии – пожизненно, в сумме 25 рублей золотом ежемесячно. Пробыв в Петербурге до весны, Гриша с сопровождающими вернулся назад в родные Утевки. И там жизнь пошла по-старому. С утра звонили в соборе, и изографа на иноходце с летним выездом везли на раннюю и сажали в кресло на клиросе. После службы тем же путем ехали домой, где он вкушал завтрак, смотря по дню, скоромный или постный. Помолившись в Крестовой комнате, он перемещался в мастерскую и с головой уходил совсем в другой мир – мир удивительных красок, которыми он на липовых и кипарисовых досках буквально творил чудеса. Там был и радостный плач, и умиление, и неистовый вопль, и неутешные скорби. Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, а по-прежнему писал образа сам. За его иконами приезжали не только с далеких окраин России, но даже из других православных стран. Гриша всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда веселый, остроумный, жизнерадостный, как огонек светил он людям, поддерживал их в трудные времена. Но в 1916 году, когда шла тяжелая кровопролитная война с Германией, он заскучал, стал часто болеть. Во время одной трудной болезни ему в сонном видении было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. Церкви начнут закрывать, закроют и Утевский собор, осквернят и запоганят его и превратят в овощной склад. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Гриша этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. До самой своей кончины он все писал Богородичный образ «Благоуханный цвет». Накануне из храма пришел батюшка, исповедал Гришу, соборовал и причастил Святыми Дарами. Всю ночь шел проливной холодный дождь, мерно стучали ходики, где-то скреблась мышь и трещали потолочные балки. Огоньки лампадок в святом углу трепетно освещали отходящего страдальца, который беспокойно метался по постели и все кричал, чтобы Ангел Божий пришел и дописал икону «Благоуханный цвет». К утру Гриша предал дух свой Богу. Он лежал маленьким, коротким обрубком, исполнивший в жизни этой меру дел своих. Лицо его было спокойно и выражало какую-то солдатскую готовность, как заметила когда-то Императрица. Наверное, там, в другом измерении, в неведомых нам областях он приступил к каким-то новым неземным обязанностям. А когда в очередной раз пришел заказчик за своей иконой «Благоуханный цвет», она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону – неизвестно. А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: «Се, Человек».
РОЛЕВАЯ ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» Одиннадцатый урок в 7 классе
Цели урока: обучение навыкам соотнесения своего «Я» с различными профессиями; развитие умения прогнозировать ситуации профессионального выбора; возможность испытать «информационный голод» при решении вопроса о выборе профессии; снижение тревожности в решении вопроса о выборе профессии.
Упражнение-разминка «Кто есть кто?»
На доске составляется список из 10 профессий, представляющих интерес для семиклассников. Учитель называет профессию из этого списка. Каждый смотрит на своих товарищей, прикидывает, кому эта профессия больше подходит. По команде ведущего все ученики одновременно указывают рукой на выбранного человека. Команда «Замри!». Пока учитель считает число рук, направленных на каждого ученика, все замирают. Ученик, который, по мнению большинства, в максимальной степени соответствует данной профессии, получает символический приз. (Затем называется следующая профессия и т.д.)
Профконсультация
Инструкция. Специалист, оказыващий психологическую помощь в выборе профессии, называется психолог-профконсультант. Научные эксперименты показывают, что прогнозы одноклассников нередко оказываются точнее прогнозов учителей и родителей. Кто из вас хочет попробовать себя в роли психолога-профконсультанта? Для начала нужны четыре добровольца на роли психолога-профконсультанта, подростка и его родителей. Они должны разыграть ситуацию, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Важно, чтобы каждый из участников проявлял игровую активность. Примечания. На первых порах ученики осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Учитель не должен вмешиваться в ход игры! При попытках с ходу решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Однако учителю не следует ожидать от «профконсультантов» решения всех проблем, так как в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения. Только в том случае, если возникает опасность прекращения игры, учитель может дать подсказку – сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы подростка, его представления о будущей работе и путях получения профессии. Тактичное вмешательство допустимо также в тех случаях, когда:
– игровой конфликт перерастает в межличностный;
– игроки сами просят дать необходимую информацию (пути получения профессии, конкурс в учебное заведение, спрос на рынке труда и т.д.);
– игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса или начали дурачиться;
– одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово.
При обсуждении игры можно спросить у подростка и его «родителей», помогла ли им встреча с профконсультантом и в чем именно. Хотели бы они обратиться за помощью к реальному специалисту? Хотели бы они в будущем помогать другим правильно выбирать профессию? После этого учитель может предложить зрителям назвать возможные ошибки профконсультанта и показать свои варианты решения.