ПЕРШЫ УРОК У 5 КЛАСЕ: ХТО Я? Які Я? ОБРАЗ "Я" і самаацэнка

ПЕРВЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ:

КТО Я? КАКОЙ Я? ОБРАЗ «Я» И САМООЦЕНКА

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Цели и задачи урока: установ­ление контакта с учениками; созда­ние в классе атмосферы тепла и до­верия; информирование учеников о новом курсе (его возможностях и особенностях); принятие пра­вил поведения на уроках; разви­тие потребности в самопознании; начальное знакомство с понятием «самооценка».         

Материалы для урока: к уп­ражнению «Знаете ли вы себя?» желательны бланки; второе упраж­нение лучше выполнять на их обо­ротной стороне. После урока под­писанные листочки надо собрать, предупредив, что их никто не уви­дит без согласия автора.

Таблица 1

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (к чему я способен)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности    (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

Слова в эпиграфе нашего заня­тия принадлежат средневеково­му французскому поэту и филосо­фу. На фронтоне древнегреческого храма было написано «Познай себя сам».

  • Как вы понимаете эти слова?

На каждом уроке вы будете от­крывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мыш­ления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточни­те черты характеры. Эта инфор­мация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, то есть закрытость, секретность этой ин­формации. Информация может быть полезной только в том слу­чае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.

Большинство заданий основа­но на самооценке, то есть способ­ности человека оценивать само­го себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностя­ми, вполне доволен собой. Дру­гой, несмотря на высокие дости­жения, страдает от собственного несовершенства. Древние счита­ли, что человек - мера всех вещей. Значит, сколько людей - столько и измерительных приборов?

Упражнение «Знаете ли вы себя?»

См. табл. 1

Когда ребята выполнят это зада­ние, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто - на четверку и т. д. Это задание кос­венно свидетельствует о реали­стичности самооценки учеников.

Упражнение «Кто я?»

В течение пяти минут запиши­те пять разных ответов на вопрос: «Кто я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Примечание. Это упражнение при всей его внешней просто­те достаточно глубокое и сложное для взрослых. Однако оно необхо­димо в целях осознания себя как личности.

Ответы могут отражать ваши ув­лечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер...) или человече­ские качества (ответственный, ле­нивый, добрый, веселый...). Какие из них можно отнести к положи­тельным, а какие - к отрицатель­ным? Каких характеристик боль­ше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает челове­ку лучше понять себя, свое место в жизни.

Вы можете предложить желаю­щим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале уро­ка вы говорили о конфиденциаль­ности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопас­ности, можно предложить детям следующую концовку этого упражнения. Вы собираете листоч­ки и зачитываете ответы. Ребята должны угадать автора. Этот вариант позволит ученикам соотне­сти свою оценку с оценкой других, что очень полезно для формиро­вания реалистичного самовос­приятия.

Когда через год ребята выполнят похожие задания, и у них, и у вас появится возможность увидеть, какие изменения произошли в са­мосознании школьника.

Вопросы по теме урока

  • Что такое «конфиденциаль­ность?»
  • Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?
  • Как называется способность оце­нивать себя?

 

МОИ НЕДОСТАТКИ И ДОСТОИНСТВА

Третий урок в 5 классе

Цели урока: знакомст­во с понятиями «харак­тер» и «привычка», по­ложительными и отри­цательными чертами характера.

Материалы к уроку: бумажные цветы с се­мью лепестками, текст сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» (или слайды с иллюст­рациями и текстом).

Загадка

  • Он может быть тя­желый и легкий, силь­ный и слабый. Его во­обще может не быть. Что это такое?

Если, загадка вызовет затруднение, нарисуй­те на доске восемь чер­точек, обозначающих восемь букв слова «ха­рактер», и предложи­те ребятам угадать правильный ответ.

Можно предложить им открыть буквы, как в игре «Поле чудес». Этот прием можно время от времени    использовать

Характер

На прошлом занятии мы говорили о хороших, нейтральных и плохих качествах. Трусливый человек может совер­шить решительный по­ступок, а вежливый - на­грубить. Но смелым или грубым называют чело­века, для которого та­кое поведение типично, то есть характерно. Со­четание качеств, свойст­венных человеку, назы­вают характером. Слово «характер» в переводе с древнегреческого язы­ка означает «чеканка, пе­чать».

  • Как вы думаете, кто «чеканит» характер?

Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства чело­века, на всю его жизнь. Чем старше человек, тем сложнее ему изме­нить свой характер. По­ка ваш характер еще не застыл, вы можете изба­виться от черт, которые в будущем способны ис­портить жизнь вам и ва­шим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливым.

На планете Маленькою принца, как на любой другой планете, рас­тут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправля­ется и тянется к солнцу, сперва, такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но ес­ли это какая-нибудь дурная тра­ва, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на плане­те Маленького принца есть ужас­ные, зловредные семена... Это се­мена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от не­го уже не избавишься. Он завладе­ет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а бао­бабов много, они разорвут ее на клочки (Сент-Экзюпери, «Малень­кий принц»).

Хорошие и дурные качества вы­растают из мелких поступков, как из семян. Кроме нас никто не про­полет сорняки нашей души. Никто не любит жадных, ленивых, злых, несправедливых и завистливых людей.

Угадай-ка

Командам учеников (4-6 чело­век) раздайте листочки с афориз­мами и попросите за пять минут восстановить текст - угадать слова, пропущенные в этих афоризмах.

Василий Великий: «... - скорбь по благополучию близких» (зависть).

Александр Невский: «Ничего не делайте под воздействием....... или ...»(гнева, раздражения, зависти).

Гуфеланд Вильгельм: «Среди влияний, укорачивающих жизнь, главное место занимают ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...» (страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть).

Пусть команды сравнят свои версии: есть ли похожие слова? Только после обсуждения можно озвучить первоисточники!

Второе задание командам: на­звать качества, противоположные тем, которые были названы в афо­ризмах.

Чтение отрывков

Во время своих странствий Ма­ленький принц встречал очень разных людей.

На второй планете жил честолю­бец.

  • О, вот и почитатель явился! - воскликнул он, еще издали за­видев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
  • Добрый день, - сказал Ма­ленький принц. - Какая у вас за­бавная шляпа.

-Это чтобы раскланиваться, ко­гда меня приветствуют, - объяс­нил честолюбец. -  Похлопай-ка в ладоши.

Маленький > принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шля­пу и скромно раскланялся. «Здесь веселее, чем. у старого короля», - подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ла­доши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

- А что надо сделать, чтобы шля­па упала? - спросил Маленький принц.

Но честолюбец не слышал. Тще­славные люди глухи ко всему, кроме похвал.

  • Хотелось бы вам дружить с тщеславным человеком? По­чему?

На следующей планете жил пья­ница. Когда Маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на вы­строившиеся перед ним полчи­ща бутылок - пустых и полных.

  • Что это ты делаешь? спросил Маленький принц.
  • Пью, - мрачно ответил пьяни­ца.
  • Зачем?
  • Чтобы забыть.
  • О чем забыть? - спросил Ма­ленький принц; ему стало жаль пьяницу.
  • Хочу забыть, что мне совест­но, - признался пьяница и пове­сил голову.
  • Отчего же тебе совестно?- спросил Маленький принц.
  • Совестно пить! -  объяснил пьяница, и больше от него нель­зя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправил­ся дальше, растерянный и недо­умевающий.

  • Как вы думаете, какие черты характера приводят человека к пьянству? Как вы понимаете слова Лукреция: «Наши пороки сперва прохожие, потом гости и в конце концов наши хозяева»?

Пятая планета была очень занят­ная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшей­ся в небе планетке, где нет ни до­мов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Мо­жет быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, често­любец, делец и пьяница. В его ра­боте все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как буд­то рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь -как будто звезда или цветок засы­пают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

  • Почему фонарщик зажигал фонарь на пустынной плане­те? Чем он понравился Малень­кому принцу? Какое качество олицетворяет фонарщик?

Автопортрет

В каждом человеке есть недос­татки. Но не каждый имеет сме­лость признать это. За пять минут составьте небольшой рассказ о себе и положите мне на стол. Ес­ли вам интересно, насколько ваш психологический портрет похож на вас, я перемешаю ваши сочи­нения и буду читать их, не называя автора. Если слушатели угадают - значит, вам удалось создать реа­листичный автопортрет.

 

«МОЙ ИДЕАЛ»

5 класс (4 занятие)

В пятом классе акцент делается на личностных качествах, лежащих в основе профессиональ­ной успешности, поэто­му логично услышать от ребят, каков их иде­ал человека. Возможно, это будет кто-то из род­ных или близких, реаль­ный или вымышленный персонаж, собиратель­ный образ, обладающий комплексом привлека­тельных качеств, лите­ратурный герой.

Не требуйте «социаль­но одобряемых» отве­тов - от этого дети лучше не станут. В этом возрас­те ценностные установ­ки окончательно еще не сформированы, поэто­му профессионально и любовно проведенные занятия этого важней­шего блока способны повлиять на формиро­вание жизненных цен­ностей учеников.

Тема позволяет ис­пользовать фрагменты из кинофильмов, рас­сказы о людях, которым хочется подражать. За­нятие может быть проведено в форме дискуссии, письменной работы, об­щего разговора, обсуж­дения в группах и т.д. на усмотрение классно­го руководителя.

 

МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Пятый урок в 5 классе

Упражнение «Или-или»

  1. Пусть каждый из детей прочитает оба из нижеследующих высказываний и выберет действие, которое ему больше нравится:

Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б). Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б). Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б). Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б). Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б). Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б). Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б). Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б). Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б). Лечить животных (10а) или лечить людей (10б). Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б). Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б). Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б). Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б). Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б). Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б). Расписывать стены (17а) или строить здания (17б). Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б). Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б). Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б). 2. Теперь пусть каждый найдет номер выбранного высказывания в бланке и обведет его в кружок.

Ч

Т

П

З

И

10а

10б

12а

11б

11а

12б

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

 

 

 

 

 

  1. Обработка заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов. 4. А теперь пусть каждый поищет «своих» – тех, у кого, так же как и у него, больше всего баллов в первом (втором, третьем, четвертом) столбце. • Назовите самое интересное для вас дело из тех, которые вы обвели в кружок. Как вы думаете, что объединяет профессии первого столбика? (В них главное – другой человек. Итак, «Ч» – это «человек».)

Упражнение «Найди пару»

К группе «Ч» (человек) относится большинство профессий. Пусть дети по группам найдут к каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранных ими профессий, пусть запишут внизу их названия и, соответственно, их пары.

Врач Учитель Парикмахер Экскурсовод Библиотекарь Продавец Воспитатель Певец ………………..

Покупатель Клиент Пациент Читатель Слушатель Ученик Воспитанник Турист ………………

  • А что означают буквы второго, третьего, четвертого и пятого столбцов (Т, П, З, И)? Дайте возможность группам высказать свои версии, не торопите их. Лучше, если они сами догадаются, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство». Пусть назовут примеры этих профессий и по возможности предмет или объект труда. Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно дать высказаться всем желающим.

ЧТО Я ЗНАЮ О ПРОФЕССИЯХ Шестой урок в 5 классе

Цель: развитие у детей уважения к труду и профессионалам.

В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно так же, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина.

Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась (желательно проиллюстрировать рассказ картинками, слайдами или фотографиями).

Вопросы ученикам

  • Что такое профессия? • Какие профессии вы знаете? • Какие профессии упоминали на уроках истории? • О каких профессиях говорили на уроках русского языка? • На уроках естествознания вы говорили о профессиях, которые связаны со здоровьем человека. Назовите эти профессии.

Ученики в группах отвечают на вопросы – посовещавшись, записывают свои варианты ответов на листочках. Затем, поменявшись листочками с соседней командой, дополняют списки.

Загадки

Учитель читает загадки вслух, выдерживая паузу в нужных местах, а ученики по группам выкрикивают свой вариант разгадки. Разнобой в ответах – это хорошо. Значит, будет что обсудить. Он и волк, и Дед Мороз И смешит ребят до слез. В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому что он – … (артист) Трактор водит... (тракторист), Электричку… (машинист), Стены выкрасил… (маляр), Доску выстругал… (столяр), В доме свет провел… (монтер), В шахте трудится… (шахтер), В жаркой кузнице… (кузнец), Кто все знает… (молодец)!

Игра «Аукцион»

Первый ученик с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей, и т.д. Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний. В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.

Найди конец пословицы

Задание группам: за 3–5 минут вспомнить и записать популярные пословицы о труде, которые у всех на слуху (можно воспользоваться сборником пословиц; для этого учитель должен заранее запастись соответствующими книжками). Затем ученики в группах готовят задание для соседней команды. Пример такого задания. В левой части таблицы даны начала пословиц. Найдите в правой части таблицы их окончание.

Терпение и труд

а в одном отличись

Готовь сани летом,

созреет – само упадет

За много дел не берись,

а говори, что сделал

Не говори, что делал,

а телегу – зимой

Поспешишь –

пока горячо

Без труда

не вынешь и рыбки из пруда

Не тряси яблоко, пока зелено:

людей насмешишь

Кто рано встает, все грибы соберет,

всё перетрут

Куй железо,

а сонливый пойдет за крапивой

Художник–сапожник

В заключение учитель раздает группам тексты стихотворения Р. Сефа «Странное дело». Странное дело, а может быть, нет: Жил-был на свете когда-то сапожник, Был он сапожником 45 лет, Но про него говорили: «Художник!». Странное дело, а может быть, нет: Жил-был на свете когда-то художник, Был он художником 70 лет, Но про него говорили: «Сапожник». Странное дело, а может быть, нет. Вопросы по стихотворению – группам на обсуждение. • В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»? • Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом? • Кто вызывает уважение?

Творческие работы

Рекомендации к восьмым занятиям

Продолжением экскурсий и встреч с профессионалами могут стать творческие работы детей по затронувшим их темам в виде сочинений, альбомов, презентаций.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Бывает очень плодотворно пригласить на урок кого-нибудь из родителей учеников с небольшими рассказами о профессиях, которые можно проиллюстрировать видеофрагментами, фотографиями, слайдами и другими наглядными материалами. Выступление родителей перед классом, как правило, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии их детей и улучшает взаимоотношения в семье. После такого занятия или клас­сного часа уместна будет творческая работа «Профессии моих родителей». Работа выполняется дома и представляется классу на следующем занятии. Чтобы за один урок все до одного ученики смогли представить свои проекты, организуйте работу по группам (4–6 человек в группе). В этом случае каждый ученик покажет свою работу и расскажет о ней не вам (что само по себе хорошо) и не всему классу (а это и необязательно), а своей группе. Организуйте вместе с учениками выставку творческих работ в классе, пригласите на нее родителей.

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ Девятый урок в 5 классе

Цели урока: знакомство с понятиями «задатки» и «способности»; начальное представление о роли способностей в профессиональной деятельности; определение и развитие в игровой форме некоторых общих способностей.

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые называют задатками, то есть дарами, которые мы получаем при рождении. Хорошая память, внимание, ум одним даны от Бога, другие развивают их упражнениями. Задатки – это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву. На основании задатков возникают способности – индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания.

Внимание

Внимание – это направленность нашего сознания на какой-то объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, распределением, концентрацией. Предложите ученикам назвать профессии, которые предъявляют особые требования к вниманию (водитель должен уметь распределять внимание, чтобы контролировать ситуацию на дороге и работу самого автомобиля; учитель должен замечать все, что происходит в классе; бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи). Многих техногенных катастроф удалось бы избежать, если бы люди с нарушениями внимания были вовремя отстранены от работы. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия.

Упражнение «Двойной счет»

Ученик записывает на доске числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет (пишет «1», а вслух говорит «20»; пишет «2», а говорит «19» и т.д.). Это упражнение могут выполнить 3–4 желающих.

  • Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания?

Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если им заниматься, и угасает, если им пользоваться. Это упражнение тренирует способность распределять внимание.

Упражнение «Муха»

На доске чертится девятиклеточное игровое поле 3х3. Воображаемая муха находится в центре поля. Ученики по очереди (очередность задают сами ученики) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики внимательно следят за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется. Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря, глупость или безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный – на время.

У сэра Ньютона и, может быть, еще человек у 5–6 с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое право на рассеянность обернется для него скорее всего тем, что он будет просто исключен из общества. (Из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну).

  • Согласны ли вы с мнением лорда Честерфильда? Обоснуйте свой ответ.

Упражнение «Я умею...»

Способный человек, как правило, обладает многими талантами. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками. Писательский талант Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение – выигрышное.

Упражнение «Я умею…». Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то замешкался и в течение трех секунд не может ничего придумать, эстафетная палочка переходит к следующему.

Как распорядиться способностями

У Марка Твена есть рассказ о простом парикмахере, который после смерти оказался в обществе великих полководцев. Он решил, что это какая-то ошибка: ведь он никогда не воевал. Однако выяснилось, что в том мире места распределялись по предназначению человека, а не по фактическим достижениям. И спрашивали не за то, чего ты достиг, а за то, как ты распорядился данным от Бога талантом.

  • Как вы думаете, это справедливо?
  • Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Назовите эти способности (зрение, слух, осязание, речь).

К счастью, мы обладаем этими способностями. Но бывает так, что человек, лишенный даже минимальных способностей, совершает то, что не могут сделать обычные люди. Знаете ли вы таких людей? (Несмотря на глухоту, Бетховен создавал бессмертную музыку, слепые Гомер и Мильтон писали стихи…) Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы психологов, педагогов, врачей... Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Тема диссертации – «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала – она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие. (К.Е. Левитин, «Я прошла сквозь мрак и бури».)

  • Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены? Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями?

Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательные навыки. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными, аварийно-спасательными работами. Проверить способность ориентироваться в пространстве поможет следующее упражнение.

Упражнение «Кто ближе?»

По одному ученику от каждого ряда выходят к доске. На расстоянии 3–4 метров от них находится предмет – мяч, портфель, стул. Помощники от каждого ряда завязывают глаза своим представителям. После этого каждый из трех учеников должен как можно ближе подойти к своему предмету, не задев его. Выигрывает из этой тройки игроков тот, кто подойдет ближе всех.

Упражнение можно продолжить по эстафете, тогда получится соревнование между рядами. В роли экспертов, замеряющих расстояние до предмета, выступают представители конкурирующих рядов.

  • Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей.

КРУГ ЧТЕНИЯ Деcятый урок в 5–6 классах

Герои книг Е. Пермяка – мастера своего дела, которым посчастливилось найти «тайны цены» человеческого труда.

Сказка «Самоходные лапти» (дана в сокращении)

Были у отца три сына. Пришло время им делом заняться. – Я по городам пойду ремесло искать, – говорит старший, – за которое больше платят, то мое и будет. – А я, – говорит средний, – стану по базарам ходкий товар высматривать. Что лучше идет, то и делать буду. До младшего очередь дошла. – Хотелось бы мне, тятенька, научиться лапти плести. Всегда в спросе. Засмеялись братья: – В спросе, да цена-то за тот спрос с воробьиный нос. Разошлись братья. Идет старший по городам, слушает, о чем мастера беседуют. – Я сто одну деньгу зарабатываю, – хвалится каменщик. Старший сын услышал и говорит: – Возьми меня в ученики. – Возьму, – говорит каменщик, – если ты ремесло ниже денег ставить не станешь. Второй сын идет по базару, видит – дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок хвалится: – Мошна у меня, как дуга, туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой. Услышал это средний сын и решил дуги гнуть. А младший лыка надрал и плетет себе лапоть за лаптем. Один с косиной, другой со слабиной, третий – в руки взять совестно. Неделя проходит, другая начинается. Полная баня лаптей, а обуться не во что. На пятую неделю от лаптей тесно стало. Привез мастер свои лапти на базар и свалил их в кучу. – Почем, парень, лапти? – спрашивает народ. – По совести. – По какой такой совести? – Совесть скажет, сколько заплатить надо. А если промолчит – даром носи. Много народа налетело на даровые лапти. Живо разобрали. Кто грош, кто полушку кинет, а другой еще приплату просит. Делать нечего, приплачивает мастер, а сам смотрит, какие лапти складнее на ногах сидят, за какие приплаты не просят, а деньги дают. Вернулся домой – ни лаптей, ни денег. – Ты что, мил сын, больно весел? Аль выручку большую привез? – Не выручку, тятя, а выучку. Выучка дороже всего. И пошел лыко драть. А старший брат камни кладет, торопится, средний дуги гнет, поспешает. Прошло время. – Ну, милые мои сыны, – говорит отец, – сказывайте, как ремеслами промышляете. – Я каменным ремеслом занялся. Сто одну деньгу заработаю. – У меня, тятенька, мошна будет как дуга туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой. Дошла очередь до младшего: – Моя работа вся на виду. Базар цену скажет. Погостили сыны у отца и торговать собрались. А младший и говорит им: – Братцы, не захватите ли вы и мою работу? Вдруг грош с полушкой выручите, и то нам с тятенькой деньги. – Если по паре лаптей дашь – свезем. Приехал старший брат в город деньги получать, а его стены на все лады ругают. Кинулся он к каменщику, а тот посмеивается: – Разве я тебя, торопыгу, учил ремесло ниже денег ставить? Продал он лапти да домой поворотил. Средний на базаре лапти продал, а дуги на базаре оставил – их даром не берут. По дороге нагнал средний брат старичка-дуговичка и спрашивает: – Почему у тебя дуги идут, а у меня лежат? – Потому, – говорит старик, – что у тебя дуги простые, а у меня самоходные. – Какие такие самоходные? – стал добиваться средний брат. А старик только посмеивается. Опять отец спрашивает братьев, как они ремеслами промышляли. Старший сказывает: – Обмануло меня каменное ремесло. Займусь деревянным. – И я другое ремесло нашел, – сказал средний. – Много ли на дуге выгнешь? Горшки лепить буду. – Ну, а ты, меньшой, что скажешь? – спросил отец. – За меня братья скажут. Они лапти продавали. – За твои лапти по загривку надавали. Еле ноги унесли. Ты ремесло ниже денег ставишь. И к тому же лапти твои простые, а не самоходные. Задумался младший брат и еще злее за работу принялся. И братья своим делом занялись. Один доски пилит, другой горшки лепит. Пришло время на базар ехать. Опять младший просит его товар испытать. Братья товар расставили, народ зазывают: – А вот, горшки, плошки! Кому тес, бруски, доски! А про лапти ни слова. Потому как их они до базара не довезли, по дороге продали. Чуть не все в новых лаптях ходят да похваливают, до чего хороши! А от горшков с тесом нос воротят. Из милости доски на дрова взяли, а горшками с плошками дорогу вымостили. Приехали братья с обновками да с гостинцами, на лапотные деньги купленными: – Ах, как доски да горшки ходко шли! Ну и лапти кое-какие продали. Вот тебе, братец, полтинник с денежкой. – Ну, теперь я, братцы, самоходные лапти плести начну, которые вперед денег ходят. Опять пришло время на базар ехать. Горшки и доски на воз погрузили, а под лапти три подводы наняли. – Давай, братец, услужим тебе. Может, два полтинника да две денежки привезем. – Нет. Не хочу я больше срамить вас своей лапотной работой. Зарок я дал самоходные лапти сплести. Такие, которые вперед денег сами идут. Делать нечего, поехали братья на базар с одними кривыми горшками да с косыми досками. По дешевке продали. Тут подошел к ним старичок-дуговичок и говорит: – Вы бы, братцы, лучше лапотки привезли. Тут народ ну расспрашивать, почему лаптей нет. Братья отнекиваются, околесицу плетут... Народ видит, что братья темнят, давай допрос чинить. Братья еле ноги унесли. Приехали домой, а следом весь базар к бане подъехал. Старые люди шапки ломают, мужики спины гнут, младшего брата уговаривают лаптями оделить. А младший хоть и оробел, а свое гнет: – Я зарок дал самоходные лапти сплести, а до той поры из бани не выходить. Тут старичок-дуговичок выходит вперед и говорит: – Твои лапти давно самоходными стали. Сами идут. И на базар их возить не надо. – Тогда другое дело, – сказал мастер и стал из бани лапти выкидывать. Народ полную котомку денег навалил, не подымешь. Братья стоят ни живы ни мертвы, отцу глянуть в глаза боятся. Тогда старичок-дуговичок и говорит среднему брату: – Не одни дуги самоходными гнутся. И лапти такими плетутся, и доски такими пилятся, и горшки лепятся. Задумались братья. Много ли, мало ли дней прошло, только стал пилить старший брат самоходные доски, а средний самоходные горшки обжигать.

«Поле чудес»

В старину люди думали, что весь мир держится на трех слонах или китах. Для профессионального мастерства такими «слонами» можно считать три качества, о которых говорится в этой сказке. Угадайте их! На доске пишутся первые и последние буквы слов «терпение», «трудолюбие», «требовательность».

 

Ученики должны отгадать, что это за слова. Если есть затруднения, можно открыть одну или несколько букв, как в «Поле чудес». Информация, добытая таким способом, усваивается легче и прочнее, чем поданная в готовом виде. Этот прием эффективен на всех уроках.

Задания микрогруппам (3–6 человек)

• Приведите из сказки примеры трудолюбия, терпения и требовательности младшего брата к себе. Есть ли эти качества у его старших братьев? • Чем привлекает ремесло старших братьев? Почему у них получаются плохие стены, дуги, доски и горшки? • Что главное в работе младшего брата? Почему его товар не нуждался в рекламе? • Почему ремесло должно быть выше денег? Что мешало старшим братьям стать мастерами своего дела? • Вспомните вместе с ребятами пословицы о труде. Какие из них могли бы стать эпиграфами к этой сказке? (За много дел не берись, а в одном отличись. Душу вложишь – все сможешь. По работе и плата, по товару и цена. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.) • Подумайте, откуда берутся пословицы типа «Работа не волк – в лес не убежит»? Что это – ирония или выражение другого отношения к труду? • Разыграйте по ролям какую-нибудь сценку из сказки, а остальные группы пусть догадаются, какую.

Увлекательным дополнением к этому уроку может стать мультфильм «Золотой гвоздь», созданный по мотивам сказок Е.А. Пермяка.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «КЕМ БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ?» Одиннадцатый урок в 5 классе

Цель урока: развитие представлений о положительных профессиональных качествах.

Предложите ученикам вспомнить, на какие группы делятся профессии по предмету труда («Человек», «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство») и назвать по цепочке несколько профессий каждой группы.

Задание 1

Пятиклассники уже способны выделить качества, отличающие профессионала. Предложите группам по 3–6 человек смоделировать портрет хорошего учителя, военного, судьи, врача (они могут взять для примера другие профессии), сообща заполняя таблицу 1.

Таблица 1

Профессия

Хороший

Учитель

Добрый Справедливый Ответственный Честный ...

Военный

Мужественный Ответственный Честный Дисциплинированный ...

Судья

Честный Справедливый Внимательный Ответственный ...

Врач

Добрый Внимательный Ответственный Честный ...

Задание 2

Если названных качеств получится слишком много, попросите группы убрать лишние, оставив 3–4 самых важных для каждой профессии. Возможно, списки групп будут отличаться от приведенного. Но в них наверняка будут повторяться личностные качества, необходимые в любой деятельности (здесь мы не берем в расчет такие важные качества, как ум, смелость, сила, выносливость, потому что они не являются абсолютными). · Как эти качества связаны с профессией?

Задание 3

Предложите группам назвать универсальные качества, которые необходимы в разных профессиях. В нашем списке это доброта, честность, ответственность, справедливость, внимательность. Попросите ребят записать эти качества на листочках и написать рядом с ними имена и фамилии одноклассников и одноклассниц, у которых эти качества проявляются ярче всего. Теперь пусть группы сравнят, что у них получилось. Чьи имена встречаются чаще всего?

Задание 4

Есть такая расхожая фраза: «Хороший человек не профессия». Конечно, для того чтобы стать профессионалом, быть хорошим человеком недостаточно. Но необходимо. Конечно, чтобы стать хорошим учителем, военным, врачом, надо много знать и уметь. Но мало надежды, что равнодушный, безответственный, недисциплинированный, бесчестный человек сможет спасти, вылечить, научить, воспитать, помочь, защитить. Предложите ребятам обсудить в группах, как они понимают слова русского писателя и философа И.А. Ильина: «Ум без сердца – мертвец», «Ум без совести – подлец», «Ум без воли – глупец», «Ум без воображения – слепец». Чтобы ребята узнали мнения соседней группы, отправьте их в гости друг к другу.

Примечание. Результаты любых обсуждений в группах совсем не обязательно выносить на всеобщее обозрение (читай: на обозрение учителя). Ребята обсудили друг с другом, узнали, что в соседней группе думают иначе (или так же, как они), – и хорошо. Не вмешивайтесь (полюбопытствовать, конечно, можете)! Пусть ребята стараются быть интересными друг другу, а не учителю.

Задание 5

Предложите группам взять одну из фраз предыдущего задания эпиграфом к небольшому (не более страницы!) сочинению-рассуждению на тему нашего занятия «Кем быть? Каким быть?».

Примечания 1. Сочинение ребята пишут прямо на уроке, по горячим следам. Поэтому спланируйте занятие так, чтобы на сочинение осталось 15–20 минут.

  1. Сочинение пишется одно на группу: кто-то пишет, кто-то набрасывает идеи, кто-то формулирует предложения, кто-то диктует.
  2. Предупредите ребят, что в данном случае важна не грамматика и орфография, а мысли и чувства.
  3. Напомните, чтобы все члены команды написали на листочках свои фамилии. На следующем уроке самоопределения можно прочитать вслух самые интересные групповые работы.